logo
УМКД ПСПД

Тема 3. Творчество в деятельности оператора План

  1. Понятие творчества

  2. Креативность как специфическая способность творческой личности

  3. Концепции креативности

  4. Креативность с позиции творческого развития личности

Деятельность оператора зачастую связана с творческим процессом, с действием создания новой реальности, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от другой иной деятельности – уникальность его результата.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (внутреннего мира человека) и действительности, но при этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности [1].

В психологии труда существует специальное понятие «креативность», для обозначения творческих возможностей (способностей) человека. Эти способности могут проявляться и в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому, с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что для развития креативности личности интеллект должен быть выше среднего. Кроме того, огромное значение имеет развитая память и воображение. Кроме того, физические, анатомо-физиологические свойства человека, которые часто врожденные.

Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым типом темпераментом. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире [1].

Отношение к творчеству в различные времена менялось. Но неизменным оставалось то, что творчество всегда сопутствовало человеческой деятельности, давала силы и побуждала человека к активности. Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи подчеркивали одно – спонтанность, бессознательность творческого акта, активность, даже некую агрессивность.

По вопросу креативности существуют различные теории. С изучением креативности связаны такие известные имена зарубежной и отечественной психологии как 3. Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, А. Маслоу, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Вишнякова и другие.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:

1. Первая из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс, А. Я. Пономарев, С. Медник. В их работах представлено, в основном, влияние интеллектуальны познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.

2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик (Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская и др.).

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. В связи с этим можно выделить следующие научные концепции креативности.

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание американский ученый Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относится к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.

Модель креативности Торренса включает три фактора: легкость, гибкость, оригинальность. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов, оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.

Другой американский ученый Гилфорд выделил четыре основных параметра измерения креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

«Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…» (дивергентное мышление – это творческое мышление).

Концепция М. Воллаха и Н. Когана. По мнению авторов для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Поэтому они выступали за то, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.

Концепция Я. А. Пономарева. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух приникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление, сверху – логическое (рис. 3).

Рисунок 3

Логическое