Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
-
Понятие творчества
-
Креативность как специфическая способность творческой личности
-
Концепции креативности
-
Креативность с позиции творческого развития личности
Деятельность оператора зачастую связана с творческим процессом, с действием создания новой реальности, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от другой иной деятельности – уникальность его результата.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (внутреннего мира человека) и действительности, но при этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности [1].
В психологии труда существует специальное понятие «креативность», для обозначения творческих возможностей (способностей) человека. Эти способности могут проявляться и в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому, с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что для развития креативности личности интеллект должен быть выше среднего. Кроме того, огромное значение имеет развитая память и воображение. Кроме того, физические, анатомо-физиологические свойства человека, которые часто врожденные.
Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым типом темпераментом. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире [1].
Отношение к творчеству в различные времена менялось. Но неизменным оставалось то, что творчество всегда сопутствовало человеческой деятельности, давала силы и побуждала человека к активности. Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи подчеркивали одно – спонтанность, бессознательность творческого акта, активность, даже некую агрессивность.
По вопросу креативности существуют различные теории. С изучением креативности связаны такие известные имена зарубежной и отечественной психологии как 3. Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, А. Маслоу, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Вишнякова и другие.
Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:
1. Первая из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс, А. Я. Пономарев, С. Медник. В их работах представлено, в основном, влияние интеллектуальны познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.
2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик (Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская и др.).
Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. В связи с этим можно выделить следующие научные концепции креативности.
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание американский ученый Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относится к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.
Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.
Модель креативности Торренса включает три фактора: легкость, гибкость, оригинальность. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов, оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.
Другой американский ученый Гилфорд выделил четыре основных параметра измерения креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
«Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…» (дивергентное мышление – это творческое мышление).
Концепция М. Воллаха и Н. Когана. По мнению авторов для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Поэтому они выступали за то, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.
Концепция Я. А. Пономарева. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух приникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление, сверху – логическое (рис. 3).
Рисунок 3
Логическое
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список