logo search
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков

1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

2. Инициируют физические драки.

  1. Используют в драке предметы, которые могут ранить.

  1. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

  1. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.

  1. Намеренная порча имущества.

  2. Шантаж, вымогательство.

  3. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.

  4. Побег из дома.

10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессив­ности обладают дети, у которых в течение 6-ти и бо­лее месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Методы и техники, которые будут подробно описа­ны в данном практическом руководстве, в первую оче­редь направлены на детей, обладающих качеством «аг­рессивность», но они также прекрасно работают с деть­ми, которые еще не обладают данным личностным ка­чеством, но пытаются «освоить» силовые модели пове­дения.

Прежде чем приступить к описанию направлений коррекционной работы, необходимо остановиться на характерологических особенностях самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направлениям, в которых нужно стро­ить коррекционную работу. Без системного рассмотре­ния проблемы агрессивности, учитывающего все осо­бенности агрессивных детей, успех коррекционной работы будет весьма относительным и неустойчивым.

Американский психолог М. Алворд (1998) выделя­ет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких де­тей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрес­сивных детей являются предметом коррекционной ра­боты.