logo
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей

На формирование агрессивных форм поведения де­тей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения — это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодуши­ем к эмоциональному миру детей и их интересам, про­тиворечивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограниче­ний со стороны родителей (попустительская позиция).

Также известно, что негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных взаимоотно­шений с педагогами, не обладающими навыками об­щения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся кон­фронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмо­циональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.

Опыт работы с агрессивными детьми и их семьями показывает, что родители агрессивных детей часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодей­ствия с собственными детьми. Для этой цели после­днее время разрабатываются и проводятся тренинги родительской эффективности, где родители посредством практических упражнений обучаются приемам пози­тивного общения со своими детьми.

Подобные тренинги проводятся и для педагогов, где с помощью ролевых игр и методов конфликтологии они приобретают эффективные способы и практичес­кие навыки коммуникации с агрессивными детьми.

Задача консультативной работы с педагогами и ро­дителями, обозначаемая в рамках данного практичес­кого руководства, — это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут прово­цировать ребенка на ответное агрессивное поведение.

Сформулируем основные факторы воспитания и сти­ля общения как со стороны родителей, так и педаго­гов, на которые дети реагируют наиболее остро и кото­рые способствуют формированию наиболее устойчиво­го агрессивного поведения детей. В случае если ребе­нок избегает проявления открытой ответной агрессии со своей стороны, то эти же факторы поведения и сти­ля общения со стороны взрослого способствуют форми­рованию у ребенка эмоциональной нестабильности, истероидности, крайней неуверенности в себе.

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:

Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.

Основная задача работы психолога с родителями и педагогами:

  1. переключить внимание взрослого с фиксации на не­гативном поведении ребенка на собственные неконт­ролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;

  1. необходимо также помочь педагогам и родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или пога­шения уже имеющейся.