logo
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

3.5. Установление границ дозволенного

Работу с родителями имеет смысл начинать с уста­новления единых правил и требований (границ дозво­ленного), предъявляемых к ребенку в семье. Посколь­ку именно в семье происходит первичная социализа­ция ребенка, уяснение им правил взаимодействия с дру­гими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.

Правила и требования являются своеобразной опо­рой воспитательного процесса, и в семьях, где прави­ла четко не очерчены, не согласованы между родите­лями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.

Противоречивость требований в семьях агрессивных детей отражает отсутствие единства взглядов на вос­питание ребенка, а также наличие значительных внут­ренних противоречий между самими супругами.

Значительный опыт работы с родителями агрессив­ных детей показывает, что самостоятельно прийти к какому-либо согласию по поводу установления требо­ваний и границ дозволенного для своего ребенка они не могут. Со стороны психолога требуется нелегкая и кропотливая работа в оказании помощи родителям в плане выработки четких правил и требований, а так­же обязанностей для своего ребенка.

Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию, так как установление роди­телями правил и выполнение этих правил детьми яв­ляется той зоной психологического пространства, где возникают конфликты даже в благополучных семьях. В семьях агрессивных детей данная зона является зо­ной «открытого фронта», зоной постояннодействующих конфликтов. Поэтому совместная работа психолога с родителями по установлению согласованных требова­ний и ограничений является весьма важной и суще­ственной.

При установлении требований и ограничений роди­телям необходимо знать w соблюдать определенные правила.

Что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного

(Д. и Дж. Элиум, 1996)

Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».

Существует 4 стиля воспитания:

Исследование детей из этих 4 групп семей, продол­женное, когда они уже стали взрослыми, дало порази­тельные результаты.

Дети, воспитанные во вседозволенности, став взрос­лыми, испытывали большие затруднения при необхо­димости работать вместе с другими людьми и ладить с ними.

Демократичный стиль сформировал взрослых, кото­рым трудно принимать решения.

При жестко авторитарном стиле наблюдались пси­хически нездоровые взрослые.

Наиболее продуктивным стилем воспитания оказал­ся благожелательно-авторитетный. Дети, чьи родите­ли придерживались такого стиля воспитания, вырос­ли наиболее приспособленными взрослыми: они уме­ли принимать решения, нести ответственность, следо­вать нормам и сотрудничать с другими людьми.

Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования!

Правило 2. Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сер­дечной близости.

Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет со­противляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями дает возможность устано­вить эффективные границы дозволенного.

Эмоциональная связь между родителями и ребен­ком образует ту основу, на которой базируются роди­тельские правила и ограничения.

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между

родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.

Правило 3. Установленные границы должны со­ответствовать возрасту и не должны вступать в про­тиворечие с потребностями ребенка.

Жан Пиаже, швейцарский психолог, пришел к вы­воду, что рациональное мышление не может развивать­ся до 10—11 лет. Поэтому маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждения­ми, почему чего-либо нельзя делать. «Маленькие дети не умеют мыслить рационально, и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в уп­равлении их поведением» (Д. и Дж. Элиум, 1996).

В связи с этим хочется привести пример. На одном из обучающих тренингов родительской эффективнос­ти для психологов делалось упражнение, которое ро­дилось экспромтом: нужно было заставить ребенка 4,5— 5 лет пойти спать, но так, чтобы у ребенка не возник­ло внутреннего несогласия с родителями. Сознательно использовались различные приемы и подходы: объяс­нения, уговоры, обсуждения, обещания, подарки, уг­розы. Помог только единственный способ, когда «ма­ма» — участник группы, доброжелательно, но очень твердо попросила «ребенка» оставить игрушки, пойти умыться в ванную комнату, а затем ложиться спать. В ходе обсуждения этого упражнения «ребенок »-психолог, давая обратную связь «мамам», отметила, что только в ситуации сердечной доброжелательности, но твердости (уверенной интонации, не допускающей воз­можности другого поведения), она, как «ребенок», чув­ствовала себя эмоционально комфортно и ей совершен­но не хотелось сопротивляться «маме». При этом пол­ностью исчезало желание манипулировать «мамой», ко­торое возникало в случае объяснительно-разъяснитель­ных подходов и уговоров. В случае же жестко приказ­ного подхода у «ребенка» возникала обида, чувство оди­ночества и потеря эмоциональной связи с матерью.

А вот простраивая границы для подростка или юно­ши, родителям просто необходимо обсуждать с ними те правила и требования, которые они для них уста­навливают. Также важно помнить о том, что правила должны соответствовать возрасту ребенка. Например, если требование ложиться спать не позднее 22.00 ча­сов для ребенка 8—12 лет вполне нормально и есте­ственно, то подобное требование для 19-летнего юно­ши (реальный случай) выглядит весьма странно и вхо­дит в явное противоречие с его возрастными потребно­стями.