Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83
-
Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей 83
-
Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения 84
3.3. Приемы эффективного конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми 92
3.3.1. Овладение языком «Я-высказывания» ( «Я-сообщения» ) 9 3
3.3.2. Развитие навыков «активного слушания» 107
3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых 113
3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния 118
3.5. Установление «границ дозволенного» 126
Заключение 148
Литература 150
Серия
Психологический практикум»
Смирнова Тамара Петровна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Ответственный
за выпуск: Баранникова Е.
Редактор: Федоров И.
Корректор: Шаманская Л.
Художник: Лойкова И.
Верстка: Машир Т.
Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.
Сдано в набор 19.05.2003 г. Подписано в печать 25.06.2003 г. Формат 84x108 */32. Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Тираж 5 000. Заказ № 1801.
Издательство «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80
Отпечатано с готовых диапозитивов
вФГУИПП «Курск». 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83