logo
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

2.1. Основные направления коррекционной работы

Для того чтобы результат работы с агрессивным ре­бенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррек­ция носила не эпизодический, а системный, комплек­сный характер, предусматривающий проработку каж­дой характерологической особенности данного ребен­ка. В противном случае эффект от коррекционной ра­боты будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессив­ными детьми и анализируя характерологические осо­бенности этих детей, а также их семей, автором было выделено 6 ключевых блоков — 6 ключевых направле­ний, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу (см. схему 1). Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с ро­дителями и педагогами, направленная на снятие про­воцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Рассмотрим подробнее основные направления рабо­ты, которые представлены на схеме 1, а также методы и техники коррекционного воздействия (см. табл. 1).

Последовательность блоков, отражающих основные направления работы с агрессивными детьми и пред­ставленных в таблице 1, взята произвольно и не зада­ет именно такую логику и последовательность коррек­ционной работы. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») на­чиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (оби­дам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту.- После этого можно переходить к коррекционной работе, на­правленной на осознание собственного эмоционально­го мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой те­рапии, а также к развитию адекватной самооценки.

Хочется еще раз отметить, что работа с агрессивны­ми детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упраж­нений из разных направлений коррекционной рабо­ты, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5—6 человек. Под­ростковые группы можно расширить до 10 человек.

Таблица 1

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1

2

3

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствитель­ность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

Снижение уровня лич­ностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собствен­ного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осо­знания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих раз- личные эмоциональные состояния;

8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда...»'

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);

3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «Застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях от испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перейдешь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

  1. сочинение рассказа от имени своего гнева с по­следующим отражением этого чувства в движениях;

  2. осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, жи­вота, которые могут вызвать боль)

6. Ограниченный набор пове­денческих реакций на проблем­ную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая тера­пия, направленная на расширение спектра поведенческих реак­ций в проблемной ситуации и снятие деструктивных эле­ментов в поведении

  1. работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рас­сказов по картинке);

  2. разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

  3. использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

  4. использование игр, направленных на сотрудниче­ство;

  5. разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, вы­бор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.);

7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная ра­бота с родителями и учителями, направ­ленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного по­ведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуля­ции психического равновесия;

3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я- сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста - не более 40 минут, младшего школьного возраста — не более 60 минут. Коррекционные занятия с подростка­ми могут проводиться в течение 1—1,5 часов.