0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
(авторская разработка)
Как работает данное упражнение, хочется пояснить на примере. Слово «ссора», которое автор использовал в работе с детьми, можно заменить на слова «гнев», «злость».
Подготовительная группа дошкольной гимназии собирается на занятия. В коридорчике выстраивается цепочка детей, в какой последовательности идти на урок. За первое место разгорелся спор между мальчиком и девочкой (лидерами в группе), очень быстро перешедший в драку, в которую с удовольствием втянулась часть группы. Надо заметить, что группа в целом отличалась повышенной агрессивностью. Разняв основных драчунов (остальные перестали драться сами) и рассадив их в разные концы класса, я предложила детям поговорить о ссорах, что было принято с большим энтузиазмом. Приемы, которые я использовала в разговоре, родились спонтанно, но оказались весьма эффективными, с тех пор я всегда использую их в работе с агрессивными детьми. Мне хотелось, чтобы дети сами осознали, что стоит за их агрессивным поведением.
1. Сначала я попросила каждого высказаться на тему: «Что такое ссора?». Ответы детей в основном сводились к следующему: «Это когда один человек хочет сделать плохо другому человеку, а потом тот в ответ делает ему плохо тоже». При этом приводились примеры своих личных ссор, где рассказчики выступали как жертвы несправедливости.
-
Потом каждый ребенок высказался на тему: «Как возникает ссора, с чего она начинается?» («Когда кто-то скажет грубое слово или толкнет; или попытается что-нибудь отнять вместо того, чтобы попросить; ударит просто так; сломает игрушку; не отдаст игрушку или какие-нибудь вещи; сам сделает что-нибудь плохое и пожалуется воспитателю»).
-
Далее я попросила детей рассказать: «Был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?» Вопреки моим ожиданиям, желающих поделиться было немало.
-
Затем я спросила детей: «А что вам нравится в ссоре?». Дети спросили меня в ответ: «А разве в ней что-то может нравиться?», на что я ответила: «Но вы же ссоритесь несколько раз в день, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас». Они хитро помолчали, потом из них «посыпались» ответы: «Я чувствую себя сильным, справедливым», «После ссоры я плачу и меня жалеют», «Часто бывает скучно, просто не знаешь, что еще делать». Ответ одного мальчика (Алеши) меня поразил: «В ссоре mhqzo энергии и движения».
-
Потом мы обсудили: «Что не нравится в ссорах?» («Когда поругаешься, чувствуешь себя одиноким», «Настроение плохое, ничего не радует», «В ссоре можно нечаянно поранить или даже убить другого человека»).
-
Далее я спросила детей: «Если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?» В основном присутствовало два цвета - черный и красный (но красный реже).
-
«А какая ссора на вкус?» («Фу, она горькая как яд, ее даже нельзя пробовать, если попробуешь, то умрешь»).
-
«А если ссору потрогать, то какая она?» («Она холодная, жесткая, очень твердая», «У нее острые шипы и осколки, можно порезаться», «Противно к ней прикасаться: она липкая, скользкая и плохо пахнет»).
-
«А какая ссора на слух?» («Очень громкая», «Как будто что-то взрывается или падает и разбивается с грохотом», «Если ее слушать, то начинают болеть уши и голова»).
10. Затем я предложила детям нарисовать ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то) (см. рис. 2).
Коля, 9 лет:
«Ссора своими темными лучами ожесточает детей. Она острая, очень-очень злая, она сделана из липкого камня, она никого не любит. Ей радостно, когда людям больно».
11. Дети рисовали свои «ссоры», «драки», «конфликты». Два основных героя (Леня и Вика) рисовали драку в коридоре, и у Лени и у Вики в рисунке присутствовала сцена примирения. После того, как рисунки были закончены, Вика подошла к Лене и сказала: «Я хочу подарить тебе свой рисунок и обещаю, что я больше никогда не буду тебя обижать». Леня в свою очередь подарил Вике свой рисунок, поцеловал ее в щеку и также пообещал больше никогда с ней не ссориться. Остальные дети выразили большую радость по поводу их примирения, некоторые из них попросили прощения друг у друга за давние обиды и были тут же прощены. Обещание, которые Вика и Леня дали на занятии друг другу, они сдержали.
Всегда удивляет быстрая перемена в детях, наверное, это происходит потому, что в отличие от взрослых они не накапливают, не подавляют молча свой гнев, а также более искренни в выражении своих негативных эмоций.
Упражнение 6
РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА АГРЕССИВНЫМ (из Фонеля)
Упражнение выполняется в небольшой группе из 5—6 человек или индивидуально.
В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.
Первая часть:
-
попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит;
-
пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка (см. рис. 3);
-
затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает);
Олег, 8 лет:
«1. Надо взять 500 кг дубинок.
-
Надо взять 5 ООО кг бомб.
-
Надо взять 600 кг денег.
-
Надо взять 100 кг матных мальчиков.
-
Надо взять 200 кг умения подставлять подножки.
-
Надо взять такого дразнилку.
-
Надо взять 1 000 кг очень крепких кулаков.
-
Надо закрыть его в туалете.
-
Обозвать его как хочешь.
10. Надо его сделать драчуном».
4) стоит обсудить с детьми:
-
что им нравится в агрессивном ребенке;
-
что не нравится;
-
что бы они хотели изменить в таком ребенке.
Вторая часть:
1) далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
-
Обзывают.
-
Бьют по животу.
-
Ставят подножку.
-
Толкают в стену.
-
Дают в лицо.
-
Плюют в лицо.
-
Я строю рожицу.
-
Я дерусь.
-
Даю сдачи.
-
Обзываюсь.
-
Бью по животу.
-
Я показываю разные знаки из пальцев.
Примечание. Собственная агрессия (рис. справа) воспринимается детьми незначительной по сравнению с той агрессией, которая направлена на них извне (с их точки зрения)
-
пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям (см. рис. 4);
-
после того как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:
-
знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;
-
как они считают, почему люди бывают агрессивными;
-
всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);
-
как ведет себя жертва агрессии;
-
что можно сделать, чтобы не быть жертвой.
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83