Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
Подростки могут справиться с наказаниями (санкциями), отнесенными на неопределенный срок, и обычно подростки хорошо знают, какого наказания они заслуживают. Если санкция соответствует совершенному проступку, она не вызывает у них протеста. Например, подросток (14 лет) пришел домой в 24.00 часа вместо положенных 21.00. Родители запретили ему уходить вечером из дома в течение последующих двух недель. По признанию ребенка, он ожидал более сурового наказания.
Часто бывает так, что когда родители в сердцах назначают санкции, то тем самым невольно они наказывают самих себя. Например, семья собирается в театр (вообще любые сборы несколько накаляют домашнюю обстановку): ребенок (5 лет) капризничает, делает что-то не, так с точки зрения родителей, на что ему в сердцах говориться: «Если не прекратишь себя так вести, то мы в театр не пойдем!» В результате поход в театр отменяется.
В книге «Как воспитать сына» автором Д. Элиумом приводится такой рассказ: «Однажды в чудесный субботний день мой сын и его товарищ гонялись друг за другом по всему дому, громко и радостно крича. Рассердившись, я' гаркнул: «Если крикните еще раз гулять не пойдете!» Конечно, они гаркнули, и я, вместо того чтобы спокойно провести утро за чтением газеты на диване, был вынужден сидеть взаперти с двумя скучающими мальчишками, которые ходили и канючили, чтобы я с ними поиграл».
Чтобы не заявлять в запальчивости первое, что придет в голову, родителям следует при установлении определенных правил и запретов (и разнесении их по цветовым зонам) продумать, составить и прописать список возможных последствий и санкций с их стороны на тот случаи, когда эти правила и запреты будут нарушаться, по следующей форме (авторский вариант):
Правила, требования к ребенку, а также запреты и ограничения | Ситуации, в которых данные правила не выполняются | Последствия (санкции), предусмотренные в случае невыполнения правил | ||
|
|
| ||
|
|
| ||
Например: | ||||
Правила, требования, запреты и ограничения | Ситуации, в которых данные правила не выполняются | Последствия (санкции), предусмотренные на случай их невыполнения | ||
1. Заканчивать выполнение уроков до 20.00. (к девочке 10 лет) | Приходит из школы в 15.00, обедает и до 19.00 (пока не придут родители) читает книгу. Потом ужинает и садится за уроки, которые уделает до 23.00-24.00 | Убираем книги, запираем их на ключ. Не разрешаем читать интересную для нее книгу в течение 3-х дней | ||
2. Нельзя пропускать уроки в школе без уважительной причины (заболела или уехала с семьей), (к девочке 12 лет) | Ушла (не в первый раз) с 4-го урока в кино с девочками из класса | Запрещается ходить в гости к любимой подруге, а также приглашать ее в гости в течение недели | ||
3. Нельзя ставить подножки другим детям. (к мальчику 8 лет) | В школе не перемене специально караулит спешащих детей в коридоре и ставит подножки. Очень радуется, когда те падают | Папа предложил всякий раз пороть ремнем, мама - не позволять играть в компьютер в течение 3-х дней. Решили использовать попеременно тот и другой вариант |
С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждет в случае нарушения правила и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чем должны заботиться родители при назначении тех или иных санкций, — это:
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83