3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
Чаще всего общение взрослых с агрессивными детьми, к сожалению, происходит по типу конфликтного взаимодействия, причем в самом остром его виде -борьбы и противостояния (по Томасу), когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти навстречу другой стороне, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата (удовлетворения собственного интереса, цели) только для себя. Стиль общения в данном случае — это приказы, обвинения и угрозы.
Ребенок (мальчик 11 лет) приходит из школы. Мама разогревает обед, сын говорит ей, что не хочет есть, что он поест через 1 час, и садится за компьютер («отдохнуть от школы»). Далее происходит следующий диалог. Мать настаивает: «Нет, ты поешь сейчас, 10 раз я тебе разогревать не буду».
-
Да я сам себе разогрею, сейчас поиграю и поем.
-
Нет, ты не поиграешь. Положено есть в два часа. Садись и ешь.
-
Ворбще не буду есть. Ешь сама свой обед в два часа и оставь меня в покое.
-
Как с матерью разговариваешь, негодяй? - подходит и выключает компьютер.
Сын включает. Мать выключает и вынимает диск. Сын сбрасывает со стола учебники, одевается и убегает на улицу.
Типичная история, случающаяся с детьми, которых принято считать агрессивными, по нескольку раз в день и не только дома. Поскольку на протяжении каждого дня такие ситуации возникают не единожды и, как правило, там, где требуется соблюдение определенных правил и требований: сделать уроки, помочь по дому, убрать в своей комнате, поиграть с другими детьми; в школе - соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий (учебных требований) учителя, то фактически эти дети постоянно находятся в конфликте, если не внешнем, так внутреннем.
По своей структуре конфликт имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении конфликтующих сторон. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание (ход).
Конфликтное взаимодействие имеет свою динамику и структуру (Н. Самоукина, 1995):
I — стадия нарастания конфликта (нарастание эмоционального возбуждения), но конфликт еще можно предупредить.
II - стадия реализации конфликта (крайняя эмоциональная возбужденность, демонстрация силовых приемов), нельзя разумно повлиять на конфликт — «стихия должна выплеснуться».
III - стадия затухания конфликта (исчерпание эмоциональных сил), анализ конфликта, поиск выхода.
Динамика конфликта поразительно напоминает «кривую эмоций» (чувств) (Д. Элиум, 1996):
Наши чувства естественно развиваются по определенному закону:
-
они нарастают на стадии А;
-
затем происходит их кульминация - стадия В;
-
а затем они разрешаются — стадия С. «Независимо от того, какое это чувство — счастье,
печаль, радость, гнев — наше эмоциональное тело вытягивается и укладывается на эмоциональной кривой» (Д. Элиум, 1996).
Когда чувство достигает определенного уровня интенсивности (критической точки на эмоциональной кривой), то его уже нельзя подавить, оно обязательно должно достичь своего пика (так же, как и конфликт, если он не предупрежден на I стадии).
Этот уровень интенсивности, когда чувство уже нельзя сдержать, совладать с ним (проконтролировать), Д. Элиум называет «точкой, из которой нет возврата». Начиная с этой «эмоциональной» точки, уже нельзя вернуться в прежнее- состояние (так же, как и конфликт нельзя остановить, если он перешел во II стадию), не пережив до конца внутреннее актуальное эмоциональное состояние «здесь и теперь»; невозможно избавиться от переживаемого чувства, невозможно его проигнорировать: «выбросить в окно» и перестать переживать.
У каждого человека свой предел интенсивности (своя критическая точка), который зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к самоконтролю, от отношения к выражению чувств в семье, личного опыта, образования, мудрости и понимания. Хочется отметить в связи с вышесказанным, что у агрессивных детей данный уровень интенсивности («точка, из которой нет возврата») весьма низкий (контроль над эмоциями фактически отсутствует).
Начиная с «точки, из которой нет возврата», уже не человек владеет чувством, своим эмоциональным состоянием, а эмоции полностью овладевают человеком; и человек входит «в весьма опасную зону — зону, где нет места мысли»4 (Д. Элиум, 1996).
В «зоне, где нет места мысли», всякая способность к рассуждению, осмыслению, логическому анализу исчезает. «Есть только чувство, и именно в этой зоне человек чувствует себя наиболее живым и уязвимым» (Д. Элиум, 1996).
После того как чувство достигло своего пика, оно ослабевает и идет на спад (по аналогии с конфликтным взаимодействием - происходит затухание конфликта на III стадии).
Когда чувство разрешилось, человек снова может здраво рассуждать («зона ясного видения»). Возьмем, к примеру, гнев. Когда гнев разрешится, мы чувствуем себя лучше и можем даже забыть о том, что было сказано в минуту гнева, и начинаем вполне здраво рассуждать о том, что нам нужно было бы сделать.
Когда чувство полностью разрешилось (отреагиро-валось), человек может ясно осознать, что же он на самом деле хочет и какое поведение другого человека его устроило бы в связи с этим.
«Те прозрения, которые нас настигают в «зоне ясного видения», являются источником самых серьезных перемен» (Д. Элиум, 1996). Так, многие семейные пары в ходе психологического консультирования признаются, что переживают необыкновенное чувство единения после «хорошей ссоры», когда им удалось высказать свои подлинные чувства и быть услышанными.
Итак, мы видим, что динамика конфликтного взаимодействия практически идентична «эмоциональной кривой». Динамика конфликта является лишь видимым отражением тех глубинных естественных законов, по которым развиваются эмоции: зарождение, кульминация, спад. Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение.
Повторяющиеся конфликты свидетельствуют о том, что подлинные чувства не были высказаны и не были услышаны ни одной из участвующих сторон. Создается Впечатление, что чувство, как некая живая реальность, стремится к выражению себя (через отреагирование), чтобы быть услышанным и понятым. Чувство стремится к позитивному разрешению. Через осознание собственных чувств приходит понимание, новый внутренний опыт. Путь к позитивным изменениям как в собственном внутреннем мире, так и во взаимодействии с другими людьми лежит через бережное отношение к тем подлинным чувствам, которые мы переживаем и осознаем.
Р. и Дж. Байярд в своей книге «Ваш беспокойный подросток» (1995) называют мир наших чувств, наше внутреннее «Я» - «сигнальщиком». «Мы убеждены: изначально, в своей основе людей делают счастливыми любовь, сотрудничество, предоставление свободы другим. И если вы на самом деле дадите полную свободу вашему сигнальщику, он приведет вас ко всему этому. Быть в хороших отношениях со своим внутренним «Я», заботиться о нем и принимать его руководство - вот что открывает источник, из которого происходит благо для других людей и для самого себя ».
Конфликтное общение - это не только столкновение интересов и мотивов, это еще и неконструктивная форма выражения своего чувства (которое лежит в основе любого конфликта), которое пытается отреагировать себя, чтобы прийти к разрешению. Как только чувство услышано и понято, оно позитивно разрешается, и конфликтная ситуация, как правило, снимается.
Именно поэтому взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребенка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.
Только так — в непосредственном, повседневном общении — можно научить агрессивного ребенка позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83