3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
«Я-высказывание» — это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
Ребенок разговаривает на уроке во время объяснения нового материала.
Учитель:
-
(«Ты-высказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».
-
«Я-высказывание»: «Когда разговаривают во время объяснения, мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».
В классическом варианте (Gordon Т., 1975) «Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей.
-
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый (родитель или учитель) часто использует угрозу или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов», «Немедленно уберись в комнате» и т.п.). Это может вызвать сопротивление и протест.
-
«Я-высказывание» — это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».
Помимо того, что «Я-сообщение» говорит о чувствах взрослого и его переживаниях, оно имеет еще некоторое назначение:
-
«Я-сообщение» — это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план;
-
«Я-сообщение» — это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано внутреннему «Я» ребенка и устанавливает с ним контакт;
-
«Я-сообщение» - сигналит о границах дозволенного в необидной для ребенка форме;
-
«Я-сообщение» - это способ передать ответственность за свои действия самому ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;
-
«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;
► «Я-сообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирование «Я-сообщения» вызывает большие трудности у родителей и педагогов. Это говорит о том, что у них самих блокирована связь со своим внутренним «Я», они привыкли скрывать свои чувства, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции в общении — «сверху».
Прежде чем приступить к формулированию «Я-со-общений», можно предложить взрослым сначала послушать себя. Для этого можно сделать следующее упражнение (аналогичное упр. Гиппенрейтер, 1998):
-
вспомните (подумайте) о тех действиях детей, которые вызывают беспокойство и отрицательные переживания;
-
вспомните (подумайте) о конкретной ситуации, в которой проявлялось это действие за последнее время (ближайшие 10 дней);
-
послушайте себя: прислушайтесь к своим чувствам. Какие чувства откликаются в вас на эту ситуацию?
-
запишите в колонку слева ситуации с нежелательным действием ребенка, а в колонку справа, напротив каждой ситуации, - то чувство, переживание, которое откликается на данную ситуацию. Например:
Ситуация | Ваше чувство |
1. Пришел с улицы в грязной обуви, на- следил в прихожей, отказался вымыть ботинки и убрать грязь. 2. Ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок. 3. Ребенок пропустил занятия в школе, гулял по улице. 4 | Раздражение, обида, расстроилась Злость, раздражение, гнев Тревога, беспокойство, страх |
Данное упражнение поможет взрослым лучше понять (услышать) те чувства, которые они испытывают в связи с тем или иным нежелательным действием ребенка, поскольку взрослые склонны игнорировать не только чувства детей, но и свои собственные, как нечто несущественное («Меня всегда учили, что чувства — это слабость, и их нужно скрывать или не обращать на них внимания», — признание одной мамы).
«Я-сообщение» в классическом варианте предлагается строить по следующей форме (Gordon, 1975):
Некоторые авторы (Кривцова, 1997) предлагают такую схему «Я-сообщения»:
В этом и последующих вариантах «Я-сообщений» предполагается отход от классической схемы, где исключается использование местоимения «ты». Здесь использование местоимения «ты» возможно, но предлагается это делать безоценочно — в контексте факта-наблюдения (ф.н.).
Например: «Когда ты разговариваешь во время урока...» (ф.н.) вместо «Когда ты мне мешаешь и отвлекаешь меня...» (оценка); или «Когда ты пролил сок на рубашку...» (ф.н.) вместо «Опять ты весь извозился...» (оценка) (прим. автора).
Р. и Дж. Байярд (1981) считают, что сразу же после выраженных чувств необходимо высказать пожелание о тех действиях ребенка, которые вас устраивают.
Пожелание делается также в духе «Я-сообщения» и по возможности кратко и конкретно, главное, как считают авторы, не задавать при этом вопросов.
Многие родители и педагоги замечают, что, начав использовать «Я-сообщения» в проблемных ситуациях с детьми, им удается лучше справляться со своим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. В целом они становятся более спокойными и уверенными в общении с ребенком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения», им удается установить контакт с ребенком и настроиться на положительный результат общения с ним.
Для многих взрослых «Я-сообщение» оказалось тем добрым средством, которое помогло восстановить уже давно разрушенные отношения.
Пример
Одна мама рассказывала, что сын (12 лет) стал избегать общения с ней: закрывался в своей комнате, часами играл в компьютер, перестал с ней разговаривать. Она проанализировала свой стиль общения с сыном за последние 2-3 месяца. Оказалось, что он полностью состоял из «Ты-высказываний», содержащих угрозы и обвинения в адрес сына, и разговор с ним строился по типу допроса с ее стороны: «Почему ты не делаешь уроки? Когда, наконец, ты перестанешь играть в свой компьютер? Я его выброшу. И книги твои дурацкие выброшу. Гулять у меня ходить не будешь, а учиться не будешь - в школу для дураков переведу! Что же ты все время молчишь?» Сын ей обычно отвечал: «Потому что ты мне все время тыкаешь», - и замыкался.
.Познакомившись с техникой «Я-сообщений», она прислушалась к своим чувствам и поняла, что очень болезненно переживает этот разрыв с сыном, с которым они раньше были очень близки. Она буквально страдала, и это, на самом деле, беспокоило ее больше, чем то, что он часами сидел за компьютером. Как-то, придя с работы, она решила поговорить с ним, рассказать о своих переживаниях. Она вошла в комнату, сын сидел за компьютером и не обращал на нее внимания. Она молча села рядом, какое-то время помолчала, а потом произнесла: «Знаешь, сынок, я часто вспоминаю то время, когда мы с тобой разговаривали, играли вместе, читали, просто были друзьями. Наверное, это было лучшее время в моей жизни. Я очень переживаю наши ссоры. Я буквально мучаюсь и страдаю от того, что наши отношения стали другими. Я не хочу, чтобы все и дальше так продолжалось». Сын перестал играть, повернулся к ней и спросил: «Мам, это правда? А я думал, что ты перестала любить меня. Сначала я обижался, а потом начал просто злиться на тебя». Мать обняла его и заплакала. Этот разговор стал началом восстановления когдл-то близких и добрых отношений, которые могли бы навсегда исчезнуть.
Упражнения для тренировки на «Я-сообщение» УПРАЖНЕНИЕ 1 (модификация упр. Гиппенрейтера Ю.Б.) Участникам (родителям или учителям) раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению». Например:
УПРАЖНЕНИЕ2 (авторский вариант)
Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты-со-общение» и «Я-сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации, «Ты-сообщение» и «Я-сообщение». Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на «Ты-сообщение» и какое на «Я-сообщение». В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.
Например:
УПРАЖНЕНИЕ 3 (авторский'вариант)
Участникам предлагается подумать о тех реальных проблемах в связи с нежелательными действиями ребенка, которые вызывают их набольшее беспокойство. Для тренировочных «Я-сообщений» таких ситуаций не должно быть более трех. Задание состоит в том, чтобы составить несколько вариантов «Я-сообщений» дую ситуацию (2-3 ситуации).
Например:
После того как участники научатся составлять «Я-сообщения», желательно для лучшего закрепления и осмысления навыка использования «Я-сообщений» в реальных жизненных ситуациях провести ролевую игру в парах, когда напарник будет играть роль ребенка. В конце упражнения следует обменяться впечатлениями.
Иногда родители и учителя жалуются, что в ответ на их «Я-сообщение» дети игнорируют их высказывание. Это бывает очень обидно (о чем и следует сказать в духе «Я-сообщения»), и они просто теряются в таких случаях и не знают, как им быть.
Ребенок может проигнорировать ваше высказывание по следующим причинам:
► возможно, он уже «вырос» из того правила и требования, которое вы для него когда-то установили. Например, ложиться спать не позднее 22.00, а сыну уже 19 лет и данное требование его совершенно не устроит. В этом случае необходимо пересмотреть правила (может быть, оно будет не единственным);
► .возможно, как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер (1988):
«Вы зашли в его территориальные воды, вторглись в проблемы, которые он хочет решать сам. Лучше всего в таких случаях задать себе вопрос: «Касается ли меня лично то, что он делает?» И если вас лично это не касается, передайте ему право заботиться о себе самому. Все равно ваши волнения здесь не помогут, скорее наоборот»;
► возможно, ребенок манипулирует вами, меряется силами и не хочет сдавать позиции. В этом случае в контекст «Я-сообщений» необходимо включить предупреждение о возможных санкциях («цивилизованная конфронтация» — Сидоренко, 2001; Байярд, 1995), чтобы ребенок начал с вами считаться. Данное «Я-сообщение» делается по следующей схеме:
Напомним, что если вы назначаете санкцию, то должны ее обязательно реализовать, иначе ребенок будет манипулировать вами вновь и вновь (см. раздел об установлении границ дозволенного). Санкции должны быть реальными и выполнимыми и не носить характер мнимых угроз. Например: Молодая мама в «маршрутке» говорит своей 4-летней дочери: «Если ты не прекратишь свои капризы, то я тебя сейчас высажу». Применяется «Ты-высказывание» + мнимая угроза, естественно, ребенок продолжает свои «капризы».
Предупреждение 'о санкциях надо делать для того, чтобы ребенок сам сделал выбор, сам принял решение и нес за него ответственность.
Техника «цивилизованной конфронтации» также требует тренировки и закрепления навыка в ролевой игре.
УПРАЖНЕНИЕ 4 (авторский вариант):
-
подумайте (вспомните) о реальной ситуации, которая вызывает ваше беспокойство (в данном случае имеет смысл выстроить иерархию — от менее напряженной ситуации к более: в противном случае участников слишком захлестывают эмоции, они склонны «перегибать палку», что неблагоприятным образом отражается на формировании навыка);
-
послушайте, какие чувства и переживания у вас откликаются (возникают);
-
определите четкую позицию: что вы хотите;
-
определите, что вы собираетесь сделать, если ребенок проигнорирует ваше пожелание: лучше, если у вас будут несколько вариантов;
-
запишите все, что у вас откликается, по следующей форме:
Ситуация | Я переживаю, чувствую | Я хочу | Я собираюсь сделать (в случае игнорирования замечаний ребенком) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
► затем пошагово, последовательно от 1 шага до 5 в духе «Я-высказываний» запишите ваше «Я-сообщение» с предполагаемыми ответами ребенка;
► проиграйте в парах, в ролевой игре данное «Я-сообщение» для лучшего закрепления навыка. Обменяйтесь впечатлениями.
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83