logo
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Это упражнение лучше выполнять в парах, можно — по кругу (Пилипко, 2001):

  1. сначала один участник рассказывает о какой-то си­туации или говорит несколько фраз, отражающих, описывающих ситуацию;

  1. другой участник с помощью приема «парафраз» про­веряет, правильно ли он понял собеседника;

  1. затем партнеры меняются ролями;

  2. в конце упражнения необходимо поделиться свои­ми впечатлениями с партнером:

В приеме «парафраз» мы учимся слышать смысл сказанного нам, т.е. что на самом деле хотел сказать ребенок. Этот прием помогает наладить контакт, «при­гласить к беседе», дать почувствовать ребенку, что мы его понимаем.

Ребенку бывает особенно важно, чтобы взрослый услышал его чувства, обозначил их и произнес, тем самым как бы вернул в неискаженном виде частичку «Я» самого ребенка, которая самым позитивным обра­зом встраивается в его эмоциональный мир, давая ему чувство уверенности и защищенности.

Услышать чувства ребенка помогут следующие уп­ражнения (№ 3, № 4) (по аналогии с упр. Гиппенрейтер, 1998).

УПРАЖНЕНИЕ 3

Участникам раздаются карточки с описанием раз­личных ситуаций. В левой колонке описана ситуация, в правой — возможные чувства, которые переживает ребенок. Участникам предлагается выбрать те из них, которые, по их мнению, наиболее верны. Например:

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ребенка вызвали к доске, он начал отвечать, а несколько детей начали строить ему рожицы и крутить паль­цем у виска. Ребенок обратился к учителю: «Марья Ивановна, а Оля с Ирой мне мешают». Учитель этого не видел и посадил ребенка с оценкой «3» на место

Обида

Злорадство

Гнев

Раздражение Желание отомстить Отчаяние Безразличие Желание оправдаться

УПРАЖНЕНИЕ 4

Участникам раздаются карточки с описанием раз­личных ситуаций в левой колонке. Участникам пред­лагается написать в среднюю колонку те чувства, ко­торые, по их мнению, испытывает ребенок в этом слу­чае, а в правую — варианты своих ответов ребенку. Например:

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1. 3-летний ребенок хотел убрать мамину тарелку, а она у него разбилась. Ре­бенок начинает плакать

Обида

Расстроился Страх

Ты хотел помочь мне убрать тарелку, а она разбилась. Это очень обидно. Ты очень рас­строился

2. Отец возвращается с ра­боты, сын бросается к не­му и говорит: «Пап, ты знаешь, я сегодня всю кон­трольную по математике решил!»

Радость Гордость

Я вижу ты очень рад и гордишься, что все ре­шил

3. Ребенок не успевает сде­лать уроки и пропускает очередную серию мульт­фильма

Огорчение

Досада

Злость

Ты огорчен. Тебе до­садно, что не получи­лось посмотреть мульт­фильм

4. Ребенок на уроке пыта­ется сделать задание, у него не получается. «Я не буду делать это задание», -говорит он учителю

Неуверен­ность Страх

Ты боишься делать это задание, ты не уверен, что оно у тебя полу­чится

УПРАЖНЕНИЕ 5 (авторский вариант)

Участникам предлагается:

  1. подумайте (вспомните, представьте) о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях с ре­бенком и вызывает беспокойство;

  1. если таких ситуаций несколько, начинать лучше с наименее напряженной;

  1. мысленно послушайте, что говорит вам ребенок;

  2. постарайтесь понять, какие чувства он переживает (запишите их);

  3. а теперь вместо того, что вы обычно говорите ребен­ку, составьте ваш ответ, в котором вы назовете чув­ства ребенка (запишите его).

Ситуация

Чувства моего ребенка (ученика)

Мой ответ с названием чувств моего ребенка (ученика)

1

6) для лучшей наработки навыка и осмысления необ­ходимости данной «техники» проиграйте в парах ситуацию «как обычно» она происходит и с учетом «активного слушания», где партнер исполняет роль ребенка и наоборот — вы исполняете роль ребенка. Обменяйтесь впечатлениями.