Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Это упражнение лучше выполнять в парах, можно — по кругу (Пилипко, 2001):
-
сначала один участник рассказывает о какой-то ситуации или говорит несколько фраз, отражающих, описывающих ситуацию;
-
другой участник с помощью приема «парафраз» проверяет, правильно ли он понял собеседника;
-
затем партнеры меняются ролями;
-
в конце упражнения необходимо поделиться своими впечатлениями с партнером:
-
что мешало выполнить задание;
-
что помогло;
-
что вы чувствовали, когда ваш собеседник неточно понимал смысл ваших слов;
-
что вы чувствовали, когда вашему собеседнику удавалось точно передать смысл услышанного.
В приеме «парафраз» мы учимся слышать смысл сказанного нам, т.е. что на самом деле хотел сказать ребенок. Этот прием помогает наладить контакт, «пригласить к беседе», дать почувствовать ребенку, что мы его понимаем.
Ребенку бывает особенно важно, чтобы взрослый услышал его чувства, обозначил их и произнес, тем самым как бы вернул в неискаженном виде частичку «Я» самого ребенка, которая самым позитивным образом встраивается в его эмоциональный мир, давая ему чувство уверенности и защищенности.
Услышать чувства ребенка помогут следующие упражнения (№ 3, № 4) (по аналогии с упр. Гиппенрейтер, 1998).
УПРАЖНЕНИЕ 3
Участникам раздаются карточки с описанием различных ситуаций. В левой колонке описана ситуация, в правой — возможные чувства, которые переживает ребенок. Участникам предлагается выбрать те из них, которые, по их мнению, наиболее верны. Например:
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка |
Ребенка вызвали к доске, он начал отвечать, а несколько детей начали строить ему рожицы и крутить пальцем у виска. Ребенок обратился к учителю: «Марья Ивановна, а Оля с Ирой мне мешают». Учитель этого не видел и посадил ребенка с оценкой «3» на место | Обида Злорадство Гнев Раздражение Желание отомстить Отчаяние Безразличие Желание оправдаться |
УПРАЖНЕНИЕ 4
Участникам раздаются карточки с описанием различных ситуаций в левой колонке. Участникам предлагается написать в среднюю колонку те чувства, которые, по их мнению, испытывает ребенок в этом случае, а в правую — варианты своих ответов ребенку. Например:
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ |
1. 3-летний ребенок хотел убрать мамину тарелку, а она у него разбилась. Ребенок начинает плакать | Обида Расстроился Страх | Ты хотел помочь мне убрать тарелку, а она разбилась. Это очень обидно. Ты очень расстроился |
2. Отец возвращается с работы, сын бросается к нему и говорит: «Пап, ты знаешь, я сегодня всю контрольную по математике решил!» | Радость Гордость | Я вижу ты очень рад и гордишься, что все решил |
3. Ребенок не успевает сделать уроки и пропускает очередную серию мультфильма | Огорчение Досада Злость | Ты огорчен. Тебе досадно, что не получилось посмотреть мультфильм |
4. Ребенок на уроке пытается сделать задание, у него не получается. «Я не буду делать это задание», -говорит он учителю | Неуверенность Страх | Ты боишься делать это задание, ты не уверен, что оно у тебя получится |
УПРАЖНЕНИЕ 5 (авторский вариант)
Участникам предлагается:
-
подумайте (вспомните, представьте) о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях с ребенком и вызывает беспокойство;
-
если таких ситуаций несколько, начинать лучше с наименее напряженной;
-
мысленно послушайте, что говорит вам ребенок;
-
постарайтесь понять, какие чувства он переживает (запишите их);
-
а теперь вместо того, что вы обычно говорите ребенку, составьте ваш ответ, в котором вы назовете чувства ребенка (запишите его).
Ситуация | Чувства моего ребенка (ученика) | Мой ответ с названием чувств моего ребенка (ученика) |
1 |
|
|
|
|
|
6) для лучшей наработки навыка и осмысления необходимости данной «техники» проиграйте в парах ситуацию «как обычно» она происходит и с учетом «активного слушания», где партнер исполняет роль ребенка и наоборот — вы исполняете роль ребенка. Обменяйтесь впечатлениями.
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83