logo search
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.

Подростки могут справиться с наказаниями (санк­циями), отнесенными на неопределенный срок, и обыч­но подростки хорошо знают, какого наказания они зас­луживают. Если санкция соответствует совершенному проступку, она не вызывает у них протеста. Напри­мер, подросток (14 лет) пришел домой в 24.00 часа вместо положенных 21.00. Родители запретили ему уходить вечером из дома в течение последующих двух недель. По признанию ребенка, он ожидал более суро­вого наказания.

Часто бывает так, что когда родители в сердцах на­значают санкции, то тем самым невольно они наказы­вают самих себя. Например, семья собирается в театр (вообще любые сборы несколько накаляют домашнюю обстановку): ребенок (5 лет) капризничает, делает что-то не, так с точки зрения родителей, на что ему в сердцах говориться: «Если не прекратишь себя так вести, то мы в театр не пойдем!» В результате поход в театр отменяется.

В книге «Как воспитать сына» автором Д. Элиумом приводится такой рассказ: «Однажды в чудесный суб­ботний день мой сын и его товарищ гонялись друг за другом по всему дому, громко и радостно крича. Рас­сердившись, я' гаркнул: «Если крикните еще раз гу­лять не пойдете!» Конечно, они гаркнули, и я, вместо того чтобы спокойно провести утро за чтением газеты на диване, был вынужден сидеть взаперти с двумя скучающими мальчишками, которые ходили и каню­чили, чтобы я с ними поиграл».

Чтобы не заявлять в запальчивости первое, что при­дет в голову, родителям следует при установлении определенных правил и запретов (и разнесении их по цветовым зонам) продумать, составить и прописать список возможных последствий и санкций с их сто­роны на тот случаи, когда эти правила и запреты бу­дут нарушаться, по следующей форме (авторский ва­риант):

Правила, требования к ребенку, а также запреты и ограничения

Ситуации, в которых данные

правила не выполняются

Последствия (санкции), предусмотренные в случае невыполнения правил

Например:

Правила, требова­ния, запреты и ограничения

Ситуации, в которых данные правила не вы­полняются

Последствия (санкции), предусмотренные на случай их невыполнения

1. Заканчивать вы­полнение уроков до 20.00.

(к девочке 10 лет)

Приходит из школы в 15.00, обедает и до 19.00 (пока не придут родители) читает книгу. Потом ужинает и садится за уроки, которые уделает до 23.00-24.00

Убираем книги, запи­раем их на ключ. Не разрешаем читать интересную для нее книгу в течение 3-х дней

2. Нельзя пропускать уроки в школе без уважительной при­чины (заболела или уехала с семьей), (к девочке 12 лет)

Ушла (не в первый раз) с 4-го урока в кино с девочками из класса

Запрещается ходить в гости к любимой подруге, а также приглашать ее в гос­ти в течение недели

3. Нельзя ставить подножки другим детям.

(к мальчику 8 лет)

В школе не переме­не специально кара­улит спешащих детей в коридоре и ставит

подножки. Очень

радуется, когда те

падают

Папа предложил вся­кий раз пороть рем­нем, мама - не поз­волять играть в компьютер в течение 3-х дней. Решили использовать попеременно тот и другой вариант

С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждет в случае нарушения правила и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чем должны заботиться родители при назначении тех или иных санкций, — это: