logo search
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье

Поскольку именно в семье ребенок проходит пер­вичную социализацию, хотелось бы более подробно ос­тановиться на факторах, формирующих модели агрес­сивного поведения в семье.

Огромное значение в плане становления агрессив­ного поведения ребенка в семье и вне ее, а также ха­рактера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного вос­питания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997):

► характер отношений с родными братьями и сестрами. Также важным является фактор полной или не­полной семьи. Например, американские исследовате­ли (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) сообщают, что для людей, совершающих заказные политические убийства или покушения, характерно происхождение из распав­шихся семей, где родители уделяли минимальное вни­мание ребенку.

Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):

то они с большой долей вероятности:

Убедительно демонстрируют специфическую зави­симость между ответственностью родителей и агрес­сивностью детей результаты эксперимента Джонса (Jones, 1979). Исследователи наблюдали, как общают­ся со своими мамами и другими детьми дети в возрас­те 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки после того, как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведе­ние детей, направленное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились под­ходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к кон­такту.

Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в сво­их взаимоотношениях с матерью (Perry et al, 1990; Sroufe, 1993). «У надежно привязанного ребенка» в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые соци­альные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и про­явление физической агрессии, при этом не всегда дан­ные проявления направлены на нападение как само­цель, а решают задачи обороны от мнимой или реаль­ной угрозы.

Интересен факт становления агрессивного поведе­ния ребенка в зависимости от характера взаимоотно­шений в семье между братьями и сестрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнару­жил, что дети проявляют больше физической или вер­бальной агрессии против единственного брата или сес­тры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Как оказалось, существует сильная кор­реляция между выраженностью агрессивных отноше­ний'между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказанием за драки со стороны родителей. Так, Фельсоном показано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном стар­ших детей. По мнению автора исследования, без роди­тельского вмешательства (наказания) агрессивные вза­имоотношения между детьми редки по причине нера­венства сил, обусловленного разницей в возрасте.

Изучение зависимости между агрессивным поведе­нием детей и характером наказаний, а также контро­лем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем аг­рессивности у детей (малолетние преступники проис­ходят из семей, где физическая жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минималь­ный контроль и присмотр за детьми коррелирует с вы­соким уровнем асоциальности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997). Часто эти два типа воспитания (чрезмерная стро­гость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональ­ное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип — по линии матери.

Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление агрессивного поведения детей показало, что существует «прямая взаимосвязь между наказаниями, выго­ворами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и роди­тельскими установками на неприятие ребенка в целом - с другой» (А. Бандура, 1998).

В транзактном анализе Э. Берна, а также у М. и Р. Гулдингов показано, что подобные воспитательные методы воздействия на ребенка связаны с родительс­ким предписанием: «Не живи» (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1998).

В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Создается впечатление, что, прибегая к агрессивно­му поведению, дети просто борются за свое психологи­ческое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую очередь, своим отцам) за то, что он не прини­мал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осужде­ние, чем понимание и участие.

Агрессия — это способ выражения своего гнева, про­теста. А, как известно, гнев — это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, кото­рые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребнос­ти в любви и нужности другому человеку» (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1998).

Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внут­реннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей аг­рессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на аг­рессивное поведения, детей, сделанного А. Бандурой (А. Бандура, 1998).