logo search

Глава 12. Мышление • 321

60 зубьев, или та, которая имеет 20 зубьев. Чаще всего ученики затруднялись да­вать ответы или давали неверные ответы, хотя хорошо знали, что чем больше пло­щадь опоры, тем меньше давление на единицу поверхности.

12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не при­выкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющим­ся. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И. П. Пав­лов увидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах. Другой пример — Исаак Ньютон. Множество людей наблюдало падение предме­тов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.

Вполне правомочен вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существу­ют два таких источника: практика и знания. Как правило, в ходе решения практи­ческих задач мы «включаем» мышление и пытаемся решать то, что еще никогда не решали. С другой стороны, для того чтобы правильно поставить вопрос, мы долж­ны обладать необходимой для этого суммой знаний.

Предположим, что мы научились видеть наличие проблемы и правильно ста­вить вопрос. Но правильно поставленный вопрос еще не означает успешного ре­шения задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испы­тываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практи­ческой проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или инфор­мации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыс­лительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостаю­щую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересую­щего нас вопроса.

Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Что­бы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными и анализи­ровать их. Однако и здесь могут встречаться определенные трудности. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.