Глава 5. Психологическая теория деятельности • 135
5.4. Физиология движений и физиология активности
Общее понятие о психомоторике. В предыдущих разделах данной главы мы познакомились с одним из центральных понятий отечественной психологической науки — деятельностью. Деятельность — это очень сложное и многоаспектное явление. Данное явление существует благодаря единству психических и физиологических процессов. Но единство физиологического и психического не является единственным условием деятельности. Деятельность была бы невозможна, если бы не было единства вышеперечисленных процессов и движения. Среди отечественных ученых впервые на движение как необходимое условие нашей жизни и деятельности обратил внимание И. М. Сеченов. В своей книге «Рефлексы головного мозга» он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».
Связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека И. М. Сеченов назвал психомоторикой. По его мнению, первичным элементом психомоторной деятельности человека является двигательное действие, представляющее собой двигательное решение элементарной задачи, или, иными словами, достижение элементарной осознанной цели одним или несколькими движениями. В свою очередь, двигательное действие, развивающееся в процессе обучения, упражнения или повторения, следует называть двигательным или психомоторным навыком.
Однако так ли просто элементарное сознательное движение, как это может показаться с первого взгляда? Вы уже знаете, что любое действие или сознательное движение всегда должно иметь цель, т. е. оно всегда на что-то направлено. Следовательно, должна существовать некая сфера или поле приложения наших усилий. Это поле при рассмотрении проблем психомоторики принято называть моторным полем.
Кроме того, что существует сфера приложения наших усилий, для осуществления сознательного движения необходима сфера, из которой мы черпаем информацию. Данную сферу принято называть сенсорным полем. Но вместе с этими двумя составными сознательного движения необходимо еще одно важное условие — наличие механизмов переработки сенсорной информации и формирования моторного акта. Таким образом, для выполнения сознательного движения необходимы три компонента, которые важны в одинаковой степени и без которых движения невозможны.
Следует отметить, что по мере развития психологии представления о системе организации движений изменялись. С появлением работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и обоснованием термина «психомоторика», а затем с открытием условных рефлексов И. П. Павловым в психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движение рассматривалось как ответная реакция на получаемую информацию.
36 • Часть I. Введение в общую психологиюСвязь восприятия и ответного движения стали называть сенсомоторным процессом. В процессе исследования психомоторики исследователи выделили три группы ответных реакций: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомотор-ная реакция и сенсомоторная координация.
Любая сенсомоторная реакция рассматривалась как самостоятельное действие или элемент сложного психомоторного акта. С физиологической точки зрения сенсомоторные реакции рассматривались как условные рефлексы. Поясним эту точку зрения на примере (рис. 5.2). В ответ на укус комара человек невольно отдернул ногу — это безусловный рефлекс (1). Центральный момент его протекает в низших отделах нервной системы, хотя он также имеет свое корковое представительство, вследствие чего человек почувствовал боль. Одновременно боль вызвала изменение частоты сокращений сердца — это вегетативная реакция (2), которая связана с деятельностью вегетативной нервной системы; она замыкается в подкорковых узлах мозга, но также имеет свое корковое представительство. Рефлекторное движение ноги могло не согнать комара, и человек, до-сознания которого дошла боль, ударил рукой по комару, осуществив произвольное психомоторное действие (3). Вместе с тем это движение рукой было и его сенсомоторной реакцией, центральный момент которой протекал в коре головного мозга. Этот же моторный момент мог завершить и другую сенсомоторную реакцию. Человек мог не чувствовать боли, а увидеть комара, когда он еще только садился на ногу. В обоих случаях движения руки могли быть совершенно одинаковыми, но во втором случае сенсорным моментом служило бы уже не тактильное, а зрительное восприятие. Соответственно изменилась бы и локализация центрального момента реакции в мозге.
Другой пример, иллюстрирующий смысл теории сенсомоторных реакций, — летчик, который заметил возникшее отклонение в направлении полета и повернул штурвал. Эта сенсомоторная реакция на пусковой сигнал (обнаружение отклонения) явилась только частью, одним из актов двигательного действия по исправлению возникшего отклонения, которое потребовало дальнейших движений, совершенных по механизму сенсомоторной координации.
Рис. 5.2 Схема организации сенсомоторных Процессов (на основе концепции рефлекторных механизмов организации движения)
му привлечено внимание, до начала ответного движения, и время реализации двигательного действия.
В сложных реакциях формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Так, если необходимо из кнопок на пульте выбрать только одну, которую следует нажать в ответ на определенный сигнал, то центральный момент реакции усложняется за счет выбора кнопки и узнавания сигнала. Поэтому такую сложную реакцию принято называть реакцией выбора.
Наиболее сложным вариантом сенсомоторной реакции является сенсомотор-ная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле (например, при реакции на движущийся объект), но и реализация двигательного акта. С данным типом реакции мы сталкиваемся тогда, когда вынуждены не только наблюдать за изменениями сенсорного поля, но и реагировать на них значительным количеством сложных и разнонаправленных движений. Например, это происходит, когда вы играете в компьютерную игру.
В качестве особых видов психомоторных процессов выделяются сенсоречевые и идеомоторные реакции. В сенсоречевых реакциях восприятие связано с речевым ответом на воспринятое. Сеисоречевые реакции, как и сенсомоторные, имеют те же три момента: сенсорный, центральный и моторный. Но центральный момент их очень усложнен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный проявляется как двигательный компонент речи.
Особое место в психомоторике занимают идеомоторные процессы, связывающие представления о движении с его выполнением. Суть данных процессов заключается в формировании автоматизмов и навыков в ходе овладения профессиональной деятельностью. Предполагается, что любая деятельность связана с приобретением определенных двигательных навыков, без которых успешное выполнение профессиональных обязанностей невозможно. Процесс превращения представления о движении в навык с последующим успешным выполнением этого движения является идеомоторным процессом.
Следует отметить, что разработка проблем психомоторики дала свои положительные результаты, которые широко использовались в спорте, военном деле, профессиональном обучении и т. д. Однако в процессе развития психологии стало ясно, что движение как компонент деятельности имеет гораздо более сложную организацию, чем сенсомоторный процесс. Причем самый главный недостаток психомоторики заключался в том, что двигательный акт рассматривался в качестве ответной реакции на сенсорный сигнал. Действие, как мы знаем, всегда осознанно, т. е. находится в поле нашего сознания, контролируется им. Мы, за исключением редких случаев, осознаем то, что делаем. Учитывая, что сознание всегда активно, мы вправе предположить, что сознательное движение и деятельность в целом активны, а не реактивны, как это трактуется в рамках психомоторики. Источником человеческой активности и деятельности являются не условия внешней среды, а психика человека, его потребности и мотивы.
Конечно, нельзя отрицать, что сенсомоторных процессов не существует. Они присутствуют в деятельности человека, но они не в состоянии объяснить все механизмы сознательных движений. В их трактовке отсутствует самый главный компонент психики человека — его сознание. Скорее всего, сенсомоторные реакции — это частный вариант автоматизмов и не более. Все это стало ясно в ходе развития
- А. Г. Маклаков общая психология
- Краткое оглавление
- Оглавление
- Часть I. Введение в общую психологию .......................………………….......…........ 11
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12
- Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88
- Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122
- Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149
- Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161 Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162
- Часть 2. Психические процессы ..........………………………….............................…...... 163
- Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164
- Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200
- Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234
- Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247
- Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282
- Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283
- Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298
- Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333
- Глава 14. Внимание ........................................………………………………....................... 354
- Глава 15. Воля .......................................................…………………………………............. 373
- Глава 16. Эмоции ......................................................………………………………….......... 392
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления
- Рекомендуемая литература ......................…………………………................. 435
- Часть 3. Психические состояния и их регуляция .......……………………................... 437
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..………....... 456
- Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 468
- Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469
- Глава 20. Личность .......................................………………………………….......................470
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ..........………………...........511
- Рекомендуемая литература ..........…......................………………………….... 534
- Глава 23. Способности .......................................……………………………….................... 535
- Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 551
- Глава 24. Темперамент ................................……………………………......................….... 553
- Глава 25. Характер .....................................…………………………………........................ 567
- Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494
- Часть 1
- Глава 1. Предмет психологии,
- 1.1. Методологические основы изучения человека
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 1 5
- 16 • Часть I. Введение в общую психологию
- 1.2. Науки о человеке и человечестве
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 1 7
- 18 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 19
- 20 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 21
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 23
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 25
- 26 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 27
- 28 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 29
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 31
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 33
- 34 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 35
- 36 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы •37
- Глава 2. Психология в структуре
- Краткое содержание
- 2.1. Представления античных и средневековых
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 39
- 40 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 41
- 42 Часть I. Введение в психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 43
- 44 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук - 45
- 46 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 47
- 48 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 49
- 50 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 51
- 52 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 53
- 54 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 55
- 56 Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 57
- 58 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 59
- 60 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 61
- 62 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 63
- 64 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 65
- 66 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 67
- 68 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук •69
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции Краткое содержание
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 71
- 72 • Часть I, Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 73
- 74 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 75
- 76 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 77
- 78 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции животных • 79
- 80 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 81
- 82 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 83
- 84 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85
- 86 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 87
- Глава 4. Происхождение и развитие
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 89
- 90 • Часть 1. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 91
- 92 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 93
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 95
- 96 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 97
- 98 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 99
- 100 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 101
- 102 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •
- 104 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •
- 106 • Часть I. Введение а общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 107
- 108 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека - 109
- 1 10 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •111
- Часть I . Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •113
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 115
- 116 Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •117
- 118 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 119
- 120 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •121
- Глава 5. Психологическая теория деятельности
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 123
- 124 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 125
- 126 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 127
- 128 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 129
- 130 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 131
- 132 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 133
- 134 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 135
- 138 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 139
- 140 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности •141
- 142 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 143
- 144 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 145
- 146 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 147
- 148 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые
- 150 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 151
- 152 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемыепсихические процессы •153
- Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 155
- 156 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 157
- 158 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 159
- 1 60 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 161
- 162 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 7. Ощущение • 165
- 166 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 167
- 166 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 169
- 170 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение •171
- 172 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 173
- 7.3. Основные свойства и
- 174 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 175
- 176 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 177
- 178 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 179
- 180 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 181
- Часть II. Психические процессы 182
- Глава 7. Ощущение • 183
- 7.5. Развитие ощущений
- 184 • Часть II. Психические процессы
- 7.6. Характеристика основных видов ощущений
- Глава 7. Ощущение • 185
- 186 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 187
- 188 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 189
- Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 191
- Глава 7. Ощущение • 193
- 194 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 195
- Глава 7. Ощущение • 197
- 198 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 199
- Глава 8. Восприятие
- 8.1. Общая характеристика восприятия
- Глава 8. Восприятие • 201
- 202 • Часть II. Психические процессы
- 8.2. Физиологические основы восприятия
- Глава 8. Восприятие • 203
- Глава 8. Восприятие • 205
- Глава 8. Восприятие • 207
- 208 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 209
- 210 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие •211
- 212 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 213
- 214 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 215
- 216 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 217
- 218 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие •219
- 220 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 221
- 222 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 223
- 224 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 225
- Глава 8. Восприятие • 227
- 228 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 229
- 230 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 231
- 232 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 233
- Глава 9. Представление
- Глава 9. Представление • 235
- 236 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 237
- 238 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 239
- 240 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 241
- 242 • Часть 11. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 243
- 244 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 245
- 246 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память
- 248 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 249
- 250 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 251
- 252 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 253
- 254 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 255
- Глава 10. Память • 257
- 258 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 259
- 260 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 261
- Глава 10. Память • 263
- 264 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 265
- 266 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 267
- 268 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 269
- 270 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 271
- 272 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память - 273
- 274 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 275
- 276 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 277
- Глава 10. Память • 279
- Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 281
- 282 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение
- 284 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 285
- 286 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 287
- Глава 11. Воображение • 289
- 290 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 291
- 292 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 293
- 294 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение - 295
- 296 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 297
- Глава 12. Мышление
- Глава 12. Мышление • 299
- 300 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 301
- Глава 12. Мышление • 303
- 304 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 305
- 306 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 307
- 308 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 309
- 310 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 311
- Глава 12. Мышление • 313
- 314 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 315
- 316 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление •317
- 318 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 319
- 320 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 321
- 322 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 323
- 324 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 325
- 326 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 327
- Глава 12. Мышление • 329
- 330 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 331
- 332 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь
- 334 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 335
- 336 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 337
- Глава 13. Речь • 339
- 340 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 341
- Глава 13. Речь • 343
- 344 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 345
- 346 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 347
- 348 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 349
- 350 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 351
- 352 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 353
- Глава 14. Внимание
- Глава 14. Внимание • 355
- Глава 14. Внимание • 357
- 358 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14.Внимание • 359
- Глава 14. Внимание • 361
- 362 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 363
- 364 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 365
- 366 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 367
- 368 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 369
- 370 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 371
- 372 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля
- 374 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 375
- 376 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 377
- 378 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 379
- 380 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 381
- Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 383
- 384 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 385
- 386 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 387
- 388 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 389
- Глава 15. Воля • 391
- Глава 16. Эмоции
- Глава 16. Эмоции • 393
- 394 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 395
- 396 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 397
- 398 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 399
- 400 • Часть II. Психические процессы
- 402 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 403
- 404 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 405
- Глава 16. Эмоции – 407
- 408 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 409
- 410 • Часть II. Психические процессы
- 412 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 413
- 414 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 415
- Глава 17. Психические процессы как
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... •417
- 18 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления – 419
- 420 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 421
- 422 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 423
- 424 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 425
- 426 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 427
- 428 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 429
- 430 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 431
- 432 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 433
- 434 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 435
- 436 • Часть II. Психические процессы
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 439
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 441
- 442 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 443
- 444 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 445
- 446 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 447
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 451
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453
- 454 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 455
- Глава 19. Эмоциональный стресс и
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 457
- 458 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 459
- 460 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 461
- 462 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 463
- 464 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний - 465
- 466 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 467
- 468 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Часть 4
- Глава 20. Личность
- Глава 20. Личность • 471
- 472 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 473
- Глава 20. Личность • 475
- 476 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 477
- 478 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 479
- 480 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 481
- 482 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 483
- 484 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 485
- 486 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20'. Личность • 487
- Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку)*
- 488 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 489
- Глава 21. Теоретические
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности •491
- 492 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 493
- 494 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 495
- 496 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 497
- 498 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 499
- 500 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности •501
- 502 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 503
- 504 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 505
- 506 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 507
- 508 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 509
- 510 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность
- 512 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности •513
- 514 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 515
- 516 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности •517
- 518 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 519
- 520 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 521
- 522 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 523
- 524 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 525
- 526 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 527
- 528 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 529
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 531
- 532 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 533
- 534 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности
- 536 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 537
- 538 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 539
- 540 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 541
- 542 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 543
- 544 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 545
- 546 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 547
- 548 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 549
- 550 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 551
- 552 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент
- 554 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 555
- 556 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 557
- 558 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 559
- 560 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 561
- 562 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 563
- 564 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 565
- 566 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер
- 568 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 569
- 570 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 571
- 572 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 573
- 574 • Часть IV, Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 575
- 576 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 577
- 578 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 579
- 580 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 581
- 582 • Часть IV. Психические свойства личности