Глава 20. Личность • 473
ность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.
Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов.
Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида
474 • Часть IV. Психические свойства личности
Это интересно Что формирует личность: наследственность или среда С самого момента рождения влияния генов и среды тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь между наследуемыми характеристиками (генотипом) ребенка и средой, в которой он воспитывается. Например, поскольку общий интеллект частично является наследуемым, у родителей с высоким интеллектом вероятнее всего будет ребенок с высоким интеллектом. Но кроме этого родители с высоким интеллектом скорее всего будут создавать своему ребенку среду, стимулирующую развитие умственных способностей — и при своем собственном взаимодействии с ним, и посредством книг, уроков музыки, походов в музей и другого интеллектуального опыта. Вследствие подобной двойной положительной связи генотипа и среды ребенок получает двойную дозу интеллектуальных возможностей. Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с низким интеллектом, может встретить домашнюю среду, которая еще больше усиливает интеллектуальную отсталость, приобретенную наследственно. Некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом ребенка. Например, интровертные родители могут поощрять социальную деятельность ребенка,чтобы противодействовать собственной интровертности ребенка. Родители очень активного ребенка, наоборот, могут стараться придумать для него какие-нибудь интересные тихие занятия. Но независимо от того, положительная или отрицательная здесь корреляция, важно, что генотип ребенка и его среда — это не просто два источника влияния, которые суммируются для того, чтобы сформировать его личность. Под действием одного и того же окружения разные люди реагируют на событие или само окружение по-разному. Беспокойный, чувствительный ребенок будет ощущать жестокость родителей и реагировать на нее иначе, чем спокойный,гибкий; резкий голос, вызывающий у чувствительной девочки слезы, может быть вовсе не замечен ее не столь чувствительным братом. Ребенок-экстраверт будет тянуться к окружающим людям и событиям, а его брат-интроверт будет их игнорировать. Одаренный ребенок больше почерпнет из прочитанного, чем заурядный. Другими словами, каждый ребенок воспринимает объективное окружение как субъективную психологическую среду, и именно эта психологическая среда формирует дальнейшее развитие личности. Если родители создают одинаковое окружение всем своим детям, — чего, как правило, не происходит, — оно все равно не будет для них психологически эквивалентным. Следовательно, помимо того, что генотип оказывает влияние одновременно со средой, он также сам эту среду формирует. В частности, среда становит-
|
в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.
Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Он пишет: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античйого и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты
- А. Г. Маклаков общая психология
- Краткое оглавление
- Оглавление
- Часть I. Введение в общую психологию .......................………………….......…........ 11
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12
- Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88
- Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122
- Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149
- Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161 Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162
- Часть 2. Психические процессы ..........………………………….............................…...... 163
- Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164
- Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200
- Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234
- Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247
- Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282
- Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283
- Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298
- Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333
- Глава 14. Внимание ........................................………………………………....................... 354
- Глава 15. Воля .......................................................…………………………………............. 373
- Глава 16. Эмоции ......................................................………………………………….......... 392
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления
- Рекомендуемая литература ......................…………………………................. 435
- Часть 3. Психические состояния и их регуляция .......……………………................... 437
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ..………....... 456
- Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 468
- Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469
- Глава 20. Личность .......................................………………………………….......................470
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ..........………………...........511
- Рекомендуемая литература ..........…......................………………………….... 534
- Глава 23. Способности .......................................……………………………….................... 535
- Рекомендуемая литература .............................………………………….......... 551
- Глава 24. Темперамент ................................……………………………......................….... 553
- Глава 25. Характер .....................................…………………………………........................ 567
- Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494
- Часть 1
- Глава 1. Предмет психологии,
- 1.1. Методологические основы изучения человека
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 1 5
- 16 • Часть I. Введение в общую психологию
- 1.2. Науки о человеке и человечестве
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 1 7
- 18 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 19
- 20 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 21
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 23
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 25
- 26 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 27
- 28 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 29
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 31
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 33
- 34 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы • 35
- 36 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы •37
- Глава 2. Психология в структуре
- Краткое содержание
- 2.1. Представления античных и средневековых
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 39
- 40 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 41
- 42 Часть I. Введение в психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 43
- 44 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук - 45
- 46 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 47
- 48 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 49
- 50 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 51
- 52 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 53
- 54 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 55
- 56 Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 57
- 58 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 59
- 60 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 61
- 62 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 63
- 64 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 65
- 66 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук • 67
- 68 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 2. Психология в структуре современных наук •69
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции Краткое содержание
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 71
- 72 • Часть I, Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 73
- 74 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 75
- 76 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 77
- 78 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции животных • 79
- 80 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 81
- 82 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 83
- 84 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85
- 86 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 87
- Глава 4. Происхождение и развитие
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 89
- 90 • Часть 1. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 91
- 92 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 93
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 95
- 96 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 97
- 98 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 99
- 100 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 101
- 102 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •
- 104 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •
- 106 • Часть I. Введение а общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 107
- 108 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека - 109
- 1 10 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •111
- Часть I . Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •113
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 115
- 116 Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •117
- 118 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 119
- 120 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека •121
- Глава 5. Психологическая теория деятельности
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 123
- 124 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 125
- 126 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 127
- 128 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 129
- 130 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 131
- 132 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 133
- 134 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 135
- 138 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 139
- 140 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности •141
- 142 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 143
- 144 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 145
- 146 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 5. Психологическая теория деятельности • 147
- 148 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые
- 150 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 151
- 152 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемыепсихические процессы •153
- Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 155
- 156 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 157
- 158 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 159
- 1 60 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 161
- 162 • Часть I. Введение в общую психологию
- Глава 7. Ощущение • 165
- 166 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 167
- 166 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 169
- 170 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение •171
- 172 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 173
- 7.3. Основные свойства и
- 174 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 175
- 176 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 177
- 178 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 179
- 180 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 181
- Часть II. Психические процессы 182
- Глава 7. Ощущение • 183
- 7.5. Развитие ощущений
- 184 • Часть II. Психические процессы
- 7.6. Характеристика основных видов ощущений
- Глава 7. Ощущение • 185
- 186 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 187
- 188 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 189
- Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 191
- Глава 7. Ощущение • 193
- 194 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 195
- Глава 7. Ощущение • 197
- 198 • Часть II. Психические процессы
- Глава 7. Ощущение • 199
- Глава 8. Восприятие
- 8.1. Общая характеристика восприятия
- Глава 8. Восприятие • 201
- 202 • Часть II. Психические процессы
- 8.2. Физиологические основы восприятия
- Глава 8. Восприятие • 203
- Глава 8. Восприятие • 205
- Глава 8. Восприятие • 207
- 208 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 209
- 210 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие •211
- 212 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 213
- 214 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 215
- 216 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 217
- 218 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие •219
- 220 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 221
- 222 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 223
- 224 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 225
- Глава 8. Восприятие • 227
- 228 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 229
- 230 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 231
- 232 • Часть II. Психические процессы
- Глава 8. Восприятие • 233
- Глава 9. Представление
- Глава 9. Представление • 235
- 236 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 237
- 238 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 239
- 240 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 241
- 242 • Часть 11. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 243
- 244 • Часть II. Психические процессы
- Глава 9. Представление • 245
- 246 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память
- 248 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 249
- 250 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 251
- 252 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 253
- 254 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 255
- Глава 10. Память • 257
- 258 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 259
- 260 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 261
- Глава 10. Память • 263
- 264 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 265
- 266 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 267
- 268 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 269
- 270 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 271
- 272 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память - 273
- 274 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 275
- 276 • Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 277
- Глава 10. Память • 279
- Часть II. Психические процессы
- Глава 10. Память • 281
- 282 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение
- 284 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 285
- 286 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 287
- Глава 11. Воображение • 289
- 290 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 291
- 292 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 293
- 294 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение - 295
- 296 • Часть II. Психические процессы
- Глава 11. Воображение • 297
- Глава 12. Мышление
- Глава 12. Мышление • 299
- 300 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 301
- Глава 12. Мышление • 303
- 304 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 305
- 306 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 307
- 308 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 309
- 310 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 311
- Глава 12. Мышление • 313
- 314 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 315
- 316 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление •317
- 318 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 319
- 320 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 321
- 322 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 323
- 324 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 325
- 326 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 327
- Глава 12. Мышление • 329
- 330 • Часть II. Психические процессы
- Глава 12. Мышление • 331
- 332 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь
- 334 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 335
- 336 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 337
- Глава 13. Речь • 339
- 340 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 341
- Глава 13. Речь • 343
- 344 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 345
- 346 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 347
- 348 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 349
- 350 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 351
- 352 • Часть II. Психические процессы
- Глава 13. Речь • 353
- Глава 14. Внимание
- Глава 14. Внимание • 355
- Глава 14. Внимание • 357
- 358 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14.Внимание • 359
- Глава 14. Внимание • 361
- 362 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 363
- 364 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 365
- 366 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 367
- 368 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 369
- 370 • Часть II. Психические процессы
- Глава 14. Внимание • 371
- 372 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля
- 374 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 375
- 376 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 377
- 378 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 379
- 380 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 381
- Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 383
- 384 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 385
- 386 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 387
- 388 • Часть II. Психические процессы
- Глава 15. Воля • 389
- Глава 15. Воля • 391
- Глава 16. Эмоции
- Глава 16. Эмоции • 393
- 394 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 395
- 396 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 397
- 398 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 399
- 400 • Часть II. Психические процессы
- 402 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 403
- 404 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 405
- Глава 16. Эмоции – 407
- 408 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 409
- 410 • Часть II. Психические процессы
- 412 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 413
- 414 • Часть II. Психические процессы
- Глава 16. Эмоции • 415
- Глава 17. Психические процессы как
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... •417
- 18 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления – 419
- 420 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 421
- 422 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 423
- 424 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 425
- 426 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 427
- 428 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 429
- 430 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 431
- 432 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 433
- 434 • Часть II. Психические процессы
- Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... • 435
- 436 • Часть II. Психические процессы
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 439
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 441
- 442 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 443
- 444 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 445
- 446 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 447
- 448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449
- 450 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 451
- 452 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453
- 454 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 455
- Глава 19. Эмоциональный стресс и
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 457
- 458 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 459
- 460 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 461
- 462 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 463
- 464 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний - 465
- 466 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 467
- 468 • Часть III. Психические состояния и их регуляция
- Часть 4
- Глава 20. Личность
- Глава 20. Личность • 471
- 472 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 473
- Глава 20. Личность • 475
- 476 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 477
- 478 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 479
- 480 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 481
- 482 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 483
- 484 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 485
- 486 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20'. Личность • 487
- Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку)*
- 488 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 20. Личность • 489
- Глава 21. Теоретические
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности •491
- 492 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 493
- 494 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 495
- 496 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 497
- 498 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 499
- 500 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности •501
- 502 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 503
- 504 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 505
- 506 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 507
- 508 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности • 509
- 510 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность
- 512 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности •513
- 514 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 515
- 516 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности •517
- 518 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 519
- 520 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 521
- 522 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 523
- 524 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 525
- 526 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 527
- 528 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 529
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 531
- 532 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 533
- 534 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности
- 536 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 537
- 538 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 539
- 540 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 541
- 542 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 543
- 544 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 545
- 546 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 547
- 548 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 549
- 550 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 23. Способности • 551
- 552 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент
- 554 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 555
- 556 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 557
- 558 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 559
- 560 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 561
- 562 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 563
- 564 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 24. Темперамент • 565
- 566 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер
- 568 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 569
- 570 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 571
- 572 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 573
- 574 • Часть IV, Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 575
- 576 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 577
- 578 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 579
- 580 • Часть IV. Психические свойства личности
- Глава 25. Характер • 581
- 582 • Часть IV. Психические свойства личности