logo

Глава 25. Характер

Краткое содержание

Понятие о характере. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через дея­тельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотнвационные и инструментальные черты личности.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология ха­рактера как центральная проблема экспериментальных исследовании и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко. Классифи­кация типов характера по Э. Фромму. Типология характера по К. Юнгу. Взаимосвязь характера и темперамента.

Формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сен-зитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возра­сте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.

25.1. Понятие о характере

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного челове­ка, говорят о его характере (от греч. сНага^ег — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружаю­щей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает за­ниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятель­ности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; дру­гие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими резуль­татами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек сме­лый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков челове­ка приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.