logo

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85

Окончание табл. 3.1

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем

Виды живых существ, достигших этого уровня развития

II. Стадия перцептивной

психики

А. Низкий уровень. Отражение

внешней действительности в

форме образов предметов. Ин­

теграция, объединение воздей­

ствующих свойств в целостный

образ вещи. Главный орган ма­

нипулирования — челюсти

А. Формирование двигательных

навыков. Преобладают ригид-

ные, генетически запрограмми­

рованные компоненты. Двига­

тельные способности весьма

сложны и разнообразны (ныря­

ние, ползание, ходьба, бег,

прыжки, лазанье, полет и Др.).

Активный поиск положитель­

ных раздражителей, избегание

отрицательных (вредных), раз­

витое защитное поведение

А. Рыбы и другие низшие по­

звоночные, а также (отчасти)

некоторые высшие беспозво­

ночные (членистоногие и голо-

воногие моллюски). Насеко­

мые

Б. Высший уровень. Элемен­

тарные формы мышления (ре­

шение задач).

Складывание определенной

«картины мира»

Б. Высокоразвитые инстинктив­

Б. Высшие позвоночные (пти­

ные формы поведения. Способ­

цы и некоторые млекопитаю­

ность к научению

щие)

В. Наивысший уровень. Выде­ление в практической деятель­

ности особой, ориентировоч­

но-исследовательской, подго­

товительной фазы. Способ­

ность решать одну и ту же за­

дачу разными методами. Пере­

нос однажды найденного прин­

ципа решения задачи в новые

условия. Создание и использо­

вание деятельности примитив­

ных орудий. Способность к по­

знанию окружающей действи­

тельности независимо от на­

личных биологических по­

требностей. Непосредственное

усмотрение и учет причинно-

следственных связей между

явлениями в практических

действиях (иисайт)

В. Выделение специализирован­

В. Обезьяны, некоторые другие

ных органов манипулирования'

высшие позвоночные (собаки,

лап п рук. Развитие исследова­

дельфины)

тельских форм поведения с ши­

роким использованием рапсе

приобретенных знаний, умении

и навыков

внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым обра­зом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит по­явление разнообразных форм психики.

В заключение можно сказать следующее.

Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный мате­риал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти ста­дии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем