logo

Глава 8. Восприятие • 221

имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выде­ляем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри­ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

Это можно проиллюстрировать и другим примером. Так, на рис. 8.6. представ­лен «Портрет молодой женщины»; рассматривая данный рисунок, человек преж­де всего видит изящный профиль отвернувшейся от наблюдателя молодой девуш­ки. Однако секрет этого рисунка кроется в том, что он относится к категории так называемых неоднозначных изображений. На самом деле на этом рисунке в од­ном изображении воплощены два «портрета». Рисунок содержит не только изоб­ражение молодой женщины, но и старухи. В этом легко убедиться, если вы мыс­ленно представите себе вместо изящного профиля отвернувшейся от вас девушки большой горбатый нос старухи, а вместо маленького изящного ушка увидите глаз старухи. Наглядным подтверждением такого видения «Портрета молодой жен­щины» является рис. 8.7, на котором представлены два изображения, созданных из рис. 8.6. Существенной особенностью этих изображений является то, что опо­знавательные признаки, характеризующие изображение старухи и девушки, пред­ставлены отдельно друг от друга. В данном случае вариант А соответствует изо­бражению молодой девушки, а вариант Б — изображению старухи.

Почему большинство людей на рис. 8.6 прежде всего видят девушку? Это про­исходит не только потому, что большинство из нас первоначально воспринимает

Рис. 8.7. Трансформация изображения «Портрет молодой женщины» в два рисунка «Портрет молодой женщины» (А) и «Портрет старухи* (Б), полученные путем •"разделения" опознавательных признаков