logo

84 • Часть I. Введение в общую психологию

выделяются две стадии. Первая — стадия элементарной сенсорной психики — име­ет два уровня: низший и высший. Вторая — стадия перцептивной психики — име­ет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух ста­дий развития психики лежат основные характеристики способов получения ин­формации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй — перцептивный способ, или уровень восприятия (см. табл. 3.1).

Следует отметить, что помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Например, Пьер Тейяр де Шарден, один из пер­вых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотре­нию данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пи­шет: «Обе энергии — физическая и психическая, находящиеся соответственно на

Таблица 3.1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабои)*

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды живых существ, достигших этого уровня развития

1. Стадия элементарной сенсор­

ной психики

А. Низший уровень. Примитив­

А. Четкие реакции на биологи­

чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные формы движений. Сла­бая пластичность поведения.

Несформированная способ­ность реагирования на биологи­

чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства

среды. Слабая, нецеленанрав-

ленная двигательная активность

А. Простейшие, Многие низ­шие многоклеточные организ­мы, живущие в водной среде

ные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важней­шего органа манипулирова­ния — челюстей. Способность к

Б. Четкие реакции на биологи­чески нейтральные раздражите­ли. Развитая двигательная ак­тивность (ползание, рытье в

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улит­ки), некоторые другие беспо­звоночные

формированию элементарных условных рефлексов

грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность из­бегать условий среды, уходить

от них, вести активный поиск

положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и науче­ние играют небольшую роль. Главное значение в поведении

имеют жесткие врожденные про­

граммы

* Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:

Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.