logo

518 • Часть IV. Психические свойства личности

рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек на­делен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора дей­ствии, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исклю­чительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознава­емыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Схематич­но история исследования проблемы мотивации представлена на рис. 22.1. Изо­браженная на нем схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в ХУП-ХУП! вв. теорию принятия решений, объясняющую на рацио­налистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистнческой основе поведение животного. Первая была связана с ис­пользованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступ­ков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механи­ческий, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных тео­рий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до кон­ца XIX в.

Рис. 22.1. История исследования проблемы мотивации

(из: Немое Р. С., 1998)