logo

366 • Часть II. Психические процессы

к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нуж­но сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увле­кается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться:

задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы не­произвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внима­ние остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательны­ми интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внима­ние для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способство­вать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. По­этому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.

14.3. Основные характеристики свойств внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоя­тельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устой­чивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследова­ния показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секун­дам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пы­таться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фи­гур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмат­риваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рис. 14.3).

Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономер­ностью.