logo

Глава 25. Характер • 577

Имена

Фромм Эрих П. (1900-1980) — немецко-американ-ский психолог и философ, один из представителей нео­фрейдизма. Основную проблему человечества усматри­вал в существующем противоречии человеческого бытия, которое состоит в нарушении естественной, гармонич­ной связи человека с природой и на этой основе с други­ми людьми и самим собой. Разработал психотерапевти­ческую методику гуманистического психоанализа, кото­рая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом.

Единственно адекватным ответом на проблему чело­веческого существования, по Э. Фромму, является лю­бовь как особая форма человеческих отношений, позво­ляющая человеку обрести подлинное «Я». Это точку зре­ния он отразил в книге «Искусство любви» (1964), где также высказал идею о том, что путь к оздоровлению со­временного общества лежит через моральное обновле­ние и духовное очищение человека.

Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Фромм писал: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценно­сти, беспомощности, ничтожности». Люди-мазохисты проявляют тенденции при­нижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем.

По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскиМи склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремле­нии ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безгра­ничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждать­ся тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитар­ной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

2. ^Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, кру­шение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших соци­альных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразреши­мыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной