logo search

Глава 12. Мышление • 323

Это необходимо знать

Что такое «мозговой штурм»

«Если вы хотите мыслить творчески, вы долж­ны научиться предоставлять своим мыслям пол­ную свободу и не пытаться направить их по оп­ределенному руслу. Это называется свобод­ным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурд­ным это ни казалось. Свободное ассоциирова­ние первоначально использовалось в психотера­пии, сейчас оно применяется также для группо­вого решения задач, и это получило название "мозгового штурма".

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, адми­нистративных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового цент­ра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к про­блеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окон­чании мозгового штурма критически оценивают­ся, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основыва­ется на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).

1. Групповая ситуация стимулирует процес­сы выработки новых идей, что является приме­ром своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способно­стей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты по­казывают, что наилучшие результаты дает оп­тимальное чередование периодов индивидуаль­ного и группового мышления.

2. Кроме того, групповая ситуация вызыва­ет соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет крити­ческих и враждебных установок, оно способ­ствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

3. По мере увеличения количества идей по­вышается их качество. Последние 50 идей явля­ются, как правило, более полезными, чем пер­вые 50. Очевидно, это связано с тем, что зада­ние все больше увлекает участников группы.

4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется опреде­ленный период их "созревания".

5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людь­ми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом».

Из: Линдснай.Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление //Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. спо­собность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возмож­ность нового использования данного объекта.

В-третьнх, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как об­разная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта та­ким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом се­мантической спонтанной гибкостью.