Величина отклонения от стереотипа
Рис. 6. Схема процесса творческого мышления (по С. Меднику)
«Теория инвестирования» Р. Стернберга. Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования» предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». «Покупать по низкой цене» - значит заниматься неизвестными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценивать потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся.
Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях: 1) если он высказывает свои идеи преждевременно; 2)если он не выносит их на обсуждение слишком долго, и тогда они «устаревают».
По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами: 1) интеллектом как способностью; 2) знанием; 3) стилем мышления; 4) индивидуальными чертами; 5) мотивацией; 6) внешней средой.
Интеллектуальная способность, в оценке автора, является основной. Для творчества важны следующие составляющие интеллекта:
-
Синтетическая способность – новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания.
-
Аналитическая способность – выявление идей, достойных дальнейшей разработки.
-
Практические способности – умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).
Итак, если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух других может привести к продаже «недоброкачественных», но ярко представленных публике идей.
Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем слишком застоявшиеся знания могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.
Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.
В психологии существуют и другие подходы к проблеме изучения творческих способностей:
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Особое внимание следует обратить на концепцию Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие «креативная активность личности», полагая, что эта активность определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество с точки зрения Богоявленской ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен и др.).
Креативность с позиции творческого развития личности. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.
Так, представители психоанализа и глубинной психологии главное отличие творческой личности видят в специфической мотивации.
Так, Зигмунд Фрейд (основоположник психоанализа) считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия. Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает предположение о том, что в игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества [3].
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Как указывает автор, создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит [8].
Альфред Адлер считал творчество способом компенсации «комплекса неполноценности». Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Представитель экзистенциально-гуманистического направления Р. Мэй подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…[6].
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу), считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста.
По Маслоу эта потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации человеком своих способностей и жизненных возможностей [5].
Часто в этом ряду психологи упоминают особенности «Я-концепции» личности, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.
К. Роджерс считал, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Такая потребность – приобретенная, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Иначе говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Развитие позитивное внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.
К. Рождерс высказал идею о конкретных личностных характеристиках, которые определяют «хорошую жизнь», в которой человек движется согласно своей истинной природе.
«Полноценно функционирующий» – этот термин, используется Роджерсом для обозначения людей, которые используют свои таланты и способности, реализуют свой потенциал и движутся по направлению познания себя.
Карл Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей:
-
Открытость переживанию. Такие люди способны слушать себя, они осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их.
-
Экзистенциальный образ жизни. Это способность жить полно и насыщенно.
-
Организмическое доверие – вера в себя.
-
Эмпирическая свобода – жить так, как хочется, т.е. делать свободный выбор и нести ответственность за него.
-
Креативность – творчество, творческий образ жизни. Такие люди стремятся жить конструктивно, гибко приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружения. Они активны и смелы.
Рассмотрев взгляды психологов-гуманистов, можно сказать, что творческая личность – это достаточно зрелая личность, с высокой адаптивностью, уравновешенностью и оптимизмом. Но, однако, существует и обратная сторона.
Например, Чезаре Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы настроения. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что до настоящего времени ученые так и не достигли согласия по поводу того, что такое творчество, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом? И как таким богатством пользоваться, при этом не разрушая самого себя…
Отечественный психолог В. Н. Дружинин пишет: «В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом» [4, с.166].
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список