logo search
лекции психология

Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития

В процессе онтогенеза от рождения и до зрелости ребенок проходит несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки (условия жизни, отношения с окружающими), поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях. Рассматривая различные периодизации психического развития, необходимо дать определение возраста.

Возраст (по Л.С.Выгодскому) - относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием.

Хронологический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах, днях, прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст – достигнутый к определенному моменту уровень психического развития

Наиболее известной в российской науке является периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Выгодского. Ключевыми моментами этого подхода являются:

  1. социальная ситуация развития (система отношений, в которую ребенок вступает в обществе и то, как он в ней ориентируется)

  2. основной (ведущий) вид деятельности (этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте)

  3. основные психологические новообразования (та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности)

  4. кризисы (переломные моменты развития, отделяющие один возраст от другого)

Д.Б.Эльконин подверг тщательному анализу содержательную сторону деятельности и сделал вывод: «Единый процесс жизни в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на 2 стороны»

    1. усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мирообщения)

    2. усвоение операционно-технической сферы (усвоение предметного мира)

Д.Б.Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности, т.е. на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми (вид деятельности - общение), а затем наступает этап познания способов потребления предметов. Каждый раз между этими типами деятельности возникают противоречия, которые и являются причинами развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – это своеобразное поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен, т.е. появления новой ведущей деятельности. Причем каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: она открывается деятельностью в сфере общения. Учитывая закон периодичности, Эльконин объясняет содержание кризисов развития. Так 3 года и 11 лет – кризисы отношений; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мир вещей.

Таблица 1

Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину

Эпоха

Раннее детство

Детство

Подростничество

Период

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольное детство

Младшее школьное

Подростничество

Ранняя юность

Ведущий вид деятельности

Эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная деятельность

Ролевая игра

Учебная деятельность

Интимно-личностное общение

Учебно-профессиональная деятельность

Кризисы

Новорожденности

1 года

3 лет

7 лет

11-12 лет

17 лет

В каждом периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств – это возрастная сенситивность.

Возрастная сенситивность – повышенная чувствительность для развития свойств психики.

Например, раннее детство – наиболее благоприятный период для развития речи ребенка; младший школьный возраст сенситивен для развития учебных навыков и умений. Именно в этот период необходимо проводить умелое насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот период функций.