logo
лекции психология

Психология подросткового возраста.

Возрастные особенности данного возраста исследовали Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.А.Аверин, Т.В.Рагунова, И.В.Дубровина, М.Кле, М.Ю.Кондратьев, А.К.Краковский, Г.Крайг, С.Кон, В.С. Мухина, А.М.Прихожан, Д.Б.Эльконин и другие.

В толковом словаре Ожегова подросток – мальчик/девочка в отроческом возрасте. Отрочество – возраст между детством и юностью. В словаре Даля подросток – дитя на подросте. Яркую характеристику данному периоду развития дал Пастернак: «Эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую в целое».

Характеризуется как кризисный, критический, переходный, переломный период в жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этот возрастной период происходит бурное развитие и стабилизация компонентов личности, сопровождаемая физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием.

А.М.Прихожан и М.М.Толстых отмечают, подростковый возраст не просто один из этапов жизни, здесь многие истоки и начала всей дальнейшей жизни. Именно в этот возрастной период происходит усвоение соц.ценностей, формирование жизненной позиции, при чем соответствующие психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а сложно и противоречиво.

Подросток в одно и то же время и ребенок, и взрослый, а точнее это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Понимание психологических границ возраста в психологической литературе нет единства. В периодизации Д.Б.Эльконина границы подросткового возраста установлены между 10 и 15 годами. Жан Пиаже относит к подростковому возрасту возраст от 12 до 15 лет. Авторы других классификаций от 11 до 16 лет. На Западе существует общее название тех, кому от 13 до 19 лет «teenagers». Хронологические границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 6-9 классах школ: от 10-12 до 15-16 лет. Внутри подросткового возраста принято выделять – младший (10-13 лет или 4-6 класс) и старший (12-15 лет или 7-8 класс). В психологии этот возраст длится примерно от 12-14 до 20-24 лет.

Три точки созревания по Выгодскому:

У современного подростка все эти точки созревания расходится, сначала проявляется половое созревание, затем органическое и социальное.

Физическое развитие подросткового возраста

Открывают фазу взросления биологические изменения, связанные с половым созреванием, поэтому подростковый возраст еще называют пубертатным. Это означает достижение половой зрелости.

В период полового созревания наблюдается быстрый рост длины тела, увеличение костей и мышц, разные части тела развиваются с различной скоростью. В результате в это время многие подростки выглядят неуклюже и угловато.

Скорость биологического созревания различается. У девочек скачок роста происходит в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков.

В период пубертата в крови возрастает уровень содержания половых гормонов, которые оказывают специфическое действие на нервную систему. В связи с этим усиливается половое влечение, вся информация сексуального характера становится для подростка актуальной.

Именно в это время происходит бурная физическая перестройка организма – противоречивое состояние ЦНС подростка, с одной стороны нарастает признаки зрелости, поэтому подростки обладают большей способностью к самоконтролю, чем младшие школьники. С другой стороны, нервные центры функционируют с преобладанием возбуждением над торможением. Этим состоянием ЦНС подростка можно объяснить некоторые особенности поведения подростка – повышенную эмоциональность, обидчивость, суетливость, шумливость, беспричинную смену настроения.

На первом этапе полового созревания подростки нуждаются в щадящем режиме. На втором этапе нервная система становится более устойчивой.