Возрастные задачи периода взросления:
Принятие своей внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (труд, спорт)
Усвоение мужской и женской роли (складывание индивидуальной структуры своего гендерного поведения), своего образа, гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины
Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоев полов
Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых
Подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте; в школе при дифференцированном отношении к разным учебным предмета, при посещении дополнительных курсов)
Подготовка к браку и семейной жизни (приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей)
Формирование социальной ответственности, ответственного поведения, гражданской активности (в политической, идеологической и экономической сферах)
Построение внутренней системы ценностей, этического сознания как руководства для поведения.
Таким образом, задачи развития включают ориентировку, определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение разных социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей.
Социальная ситуация развития в ранней юности – порог самостоятельной жизни, здесь происходит первоначальный выбор жизненного пути.
Основной сферой жизни юношей продолжает оставаться школа. В современной школе статус старшеклассника неоднозначен: с одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, с него больше спрашивают; с другой стороны, по своим правам он целиком зависим от взрослого.
ВВД – учебно – профессиональная деятельность.
Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы обучения, связанные с самоопределением, подготовкой к самостоятельной взрослой жизни, дальнейшему образованию, самообразованию.
Формирование личности в юношеском возрасте
Общение со сверстниками
Общение со сверстниками для юношей и девушек имеет очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, статус надо заслужить и уметь поддерживать. Юноша не может выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает ему чрезвычайное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Потребность в отождествлении со сверстниками у юношей проявляется в разных мотивах:
Один ищет в обществе сверстников подкрепление самоуважения, признание своей человеческой ценности
Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой
Третий черпает недостающую информацию
Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими
Таким образом, большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
В юношеском общении выделяется 2 противоположные тенденции:
Расширение сферы общения
Растущая индивидуализация личности.
Развитие юношеских групп имеет свою логику:
У подростков общение реализуется в однополых группах мальчиков и девочек
Затем 2 эти группы, не теряя внутренней общности, образуют смешанную компанию; привязанность к однополой группе сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной группы
Внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми; прежняя компания распадается или отходит на задний план
Общение со взрослыми
Значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения к учителю и с учителем. В образе «идеального учителя» на первый план выходят:
Его индивидуальные человеческие черты (способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга)
Профессиональная компетентность, уровень его знаний и качество преподавания
Умение справедливо распоряжаться властью (в старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежняя форма взаимоотношений лишь нарушает налаживание контакта, вызывая у учащегося негативизм к учителю)
Взрослый ценен и значен, прежде всего, своей реальной взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности в разных сферах социально-культурного бытия.
Период юности – период самоопределения.
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися