Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
Социальное
Личностное
Духовно-практическое
Профессиональное
В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности, однако профессиональное самоопределение связано задачами социального и личностного самоопределения с поиском ответа: «Кем быть?» и «Каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Социальное самоопределение – юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к другим людям, определить себя в мире, понять себя и свои возможности, наряду с пониманием места и назначения в жизни.
Личностное самоопределение – юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто я?», «Каким я должен быть?»), происходит открытие своего внутреннего мира, его индивидуальной целостности и уникальности; юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимо, не похожей на других личностью, с собственным миром мысли, чувств, переживаний, с собственными взглядами и оценками, и эту свою личность, как нечто особое, хочет утвердить среди окружающей среды.
Духовно-практическое самоопределение – юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к моральным ценностям, возникает проблема выбора ценностей; в юности сознательно отрабатывается свое место среди категорий «добра» и «зла»; честь, достоинство, право, долг и др. остро волнуют человека в обществе, выбор профессии – психологический центр развития в ранней юности.
Период взрослости
Период взрослости изучал Эрик Эриксон.
Период взрослости – наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет ¾ человеческой жизни).
Обычно выделяют 3 стадии взрослости:
Ранняя взрослость (молодость) – 25-40 лет
Средняя взрослость – 40-60 лет
Поздняя взрослость (старение, старость) – 60-70 лет
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.
Учитывая многомерность понятия «развитие» и гетерохронность (неравномерность достижений в разных сферах), можно выделить множество признаков взрослости:
Новый характер развития (в меньшей степени связан с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием)
Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности
Преодоление зависимости, способности брать ответственность за себя и других
Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, ответственность, надежность, честность, умение сострадать)
Социальные и культурные ориентиры для определения успешности и своевременности развития во взрослости
Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость – это самый социально активный, продуктивный период жизнедеятельности; период, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта.
Древние греки этот возраст называли возрастом «акме», т.е. вершина, высшая ступень, цветущая пора жизни человека.
Стадия ранней взрослости характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраиваются стратегии или стиль жизни, продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли; большинство людей создают собственную семью, появляются первые дети, осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.
Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими в период старости, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь и покидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, повышается уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются функции главы семьи управления в обществе. С внутренней стороны, социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности (осознание личной ответственности за свою жизнь, за жизнь близких и готовность принять эту ответственность).
По мнению А.А.Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости или феномен «акме» (многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных ипостасях достигаются разновременно). Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития человека и их интеграции свидетельствуют о важности каждой ступени, подготовка содержания и форм проявления будущего макроакме человека.
В биографиях выдающихся людей, оставивших заметный след в истории и науке, просматриваются микроакме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвестники будущей жизни.
Сравнивая акме у разных людей, показывает, что его проявление может быть локальным в пределах одной области деятельности, а может быть широким, охватывающим большой спектр.
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися