logo
лекции психология

Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.

  1. Социальное

  2. Личностное

  3. Духовно-практическое

  4. Профессиональное

В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности, однако профессиональное самоопределение связано задачами социального и личностного самоопределения с поиском ответа: «Кем быть?» и «Каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Социальное самоопределение – юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к другим людям, определить себя в мире, понять себя и свои возможности, наряду с пониманием места и назначения в жизни.

Личностное самоопределение – юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто я?», «Каким я должен быть?»), происходит открытие своего внутреннего мира, его индивидуальной целостности и уникальности; юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимо, не похожей на других личностью, с собственным миром мысли, чувств, переживаний, с собственными взглядами и оценками, и эту свою личность, как нечто особое, хочет утвердить среди окружающей среды.

Духовно-практическое самоопределение – юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к моральным ценностям, возникает проблема выбора ценностей; в юности сознательно отрабатывается свое место среди категорий «добра» и «зла»; честь, достоинство, право, долг и др. остро волнуют человека в обществе, выбор профессии – психологический центр развития в ранней юности.

Период взрослости

Период взрослости изучал Эрик Эриксон.

Период взрослости – наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет ¾ человеческой жизни).

Обычно выделяют 3 стадии взрослости:

  1. Ранняя взрослость (молодость) – 25-40 лет

  2. Средняя взрослость – 40-60 лет

  3. Поздняя взрослость (старение, старость) – 60-70 лет

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.

Учитывая многомерность понятия «развитие» и гетерохронность (неравномерность достижений в разных сферах), можно выделить множество признаков взрослости:

  1. Новый характер развития (в меньшей степени связан с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием)

  2. Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности

  3. Преодоление зависимости, способности брать ответственность за себя и других

  4. Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, ответственность, надежность, честность, умение сострадать)

  5. Социальные и культурные ориентиры для определения успешности и своевременности развития во взрослости

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость – это самый социально активный, продуктивный период жизнедеятельности; период, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта.

Древние греки этот возраст называли возрастом «акме», т.е. вершина, высшая ступень, цветущая пора жизни человека.

Стадия ранней взрослости характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраиваются стратегии или стиль жизни, продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли; большинство людей создают собственную семью, появляются первые дети, осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.

Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими в период старости, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь и покидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, повышается уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются функции главы семьи управления в обществе. С внутренней стороны, социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности (осознание личной ответственности за свою жизнь, за жизнь близких и готовность принять эту ответственность).

По мнению А.А.Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости или феномен «акме» (многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных ипостасях достигаются разновременно). Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития человека и их интеграции свидетельствуют о важности каждой ступени, подготовка содержания и форм проявления будущего макроакме человека.

В биографиях выдающихся людей, оставивших заметный след в истории и науке, просматриваются микроакме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвестники будущей жизни.

Сравнивая акме у разных людей, показывает, что его проявление может быть локальным в пределах одной области деятельности, а может быть широким, охватывающим большой спектр.