Психология младшего школьника
Период младшего школьного детства, по результатам В.В.Давыдова, выделился сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением всеобщего и обязательного среднего образования.
Этот период занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет и соответствует 1-4 классам школы.
В.С.Мухина отмечает, что поступление в школу – это переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни, условием деятельности, новому положению в обществе, новыми взаимоотношениями со взрослыми. Учеба является обязательной и общественно значимой деятельностью.
Жизнь ученика подчинена системе строгих правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Складывается новый тип взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Учитель – не просто взрослый, он носитель общественных требований к ребенку, а оценка объективная – мера его знаний, и плохую отметку не компенсируешь ни послушанием, ни расстоянием.
Л.И.Божович отмечает, что система «ребенок-учитель» становится определяющей в отношении к родителям и сверстникам. Взаимоотношения между учащимися класса определяются успехами в учебе.
Таким образом, ведущий вид деятельности – это учебная деятельность, основная форма организации этой деятельности – это урок. На нем необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться, не заниматься посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к его личности, его психологическим качествам, знаниям и умениям. Итогом развития в дошкольном детстве являются предпосылки этих качеств, достаточный для того чтобы ребенок смог приспособиться к школе. Согласно исследованиям М.И.Мухиной, к качествам, показывающим уровень готовности к школе, относятся:
желание стать школьником (выполнять серьезную учебную деятельность, учиться, стремление изменить свое положение среди других людей)
достаточный уровень волевого развития ребенка; типичной чертой школьника является соподчинение мотивов, дающее возможность управлять, включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых учителем
интеллектуальная готовность (ребенку, поступающему в 1ый класс, необходим запас знаний об окружающем мире; важен не только объем знаний, но и их качество – степень правильности сложившихся представлений)
овладение некоторыми специальными знаниями - грамотой, счетом, решением арифметических задач
качества личности ребенка (качества, помогающие войти в класс)- правила поведения, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися