1) Наследственные факторы
Развитие психики ребенка происходит под воздействием множества факторов. Начиная с внутриутробного периода, происходит разворачивание генетической программы, организм которого заложено от рождения. При этом организм испытывает влияние внешних факторов (экология, социальные факторы) под их влиянием наследственные изменяются (искажаются, ослабляются, усиливаются, что приводит к нарушению психического развития и снижение адаптации).
А.Р. Лурия выделил условия нормального психического развития:
Физическое здоровье
Сохранность речевой системы
Сохранность структуры функции ЦНС
Сохранность анализаторной системы
Адекватное возрасту воспитание и обучение
Таким образом, не соблюдение хотя бы одного из этих условий ведет к различным отклонениям в развитии психики ребенка. Наследственные особенности прирожденные свойства организма как предпосылка психического развития.
Современная психологическая наука не отрицает роли наследственного, врожденного фактора в психическом развитии ребенка, но в то же время не абсолютизирует из значения. Им отводится роль только предпосылок, возможностей к развитию, как человеческой психики, так и индивидуальных их вариаций в плане верхних и нижних границ, а также качественных своеобразий, при относительно идентичных, объективных факторов. Полноценный биологический фон новорожденного ребенка несет в себе значительные возможности психического развития, достаточные для того, чтобы при прочих благоприятных факторах. Например, при достаточности соц. контактов приобрести человеческую психику и стать личностью. Учебный биологический фонд такими возможностями не обладает, это является основной причиной неполноценного развития.
У.В. Ульянкова в своих исследованиях выделяет: «Есть множество причин, которых могло бы и не быть, но они есть и последствия серьезны».
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися