Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
Л.С. Выгодский впервые в отечественной психологии начал систематическое детальное исследование социального и биологического в психическом развитии человека и выдвинул теорию развития высших психических функций. В своей теории он разработал теорию о культурно- историческом развитии психики человека. Развитие психики происходит не по биологическим, а по историческим законам. Все высшие психические функции представляют собой результат жизни в человеческом обществе. Вне человеческого общества, вне общения с людьми ребенок не может развиваться как личность. В онтогенезе процессы биологического и культурно-исторического развития органически связаны. Л.С. Выгодский писал, что «врастание» нормального ребенка в цивилизацию происходит благодаря сплаву, процессу его органического созревания. Оба ряда взаимоотношений приводят в итоге к социально – биологическому формированию личности ребенка. Культурное развитие совершается слитно с органическим созреванием, а его носителем является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка. Идея созревания биологического не отрицается Выгодским, но развитие понимается не как спонтанный биологически – обусловленный процесс. Законы биологической эволюции имеют силу лишь по отношению к животным, психика животного развивается по законам биологического наследования, психика же человека путем социального наследования, т.е. присвоения социального опыта. Таким образом, необходимо различать два плана поведения человека: 1)натуральный – результат биологической эволюции животного мира; 2) культурный – результат исторического развития общества. Специфичность развития человека состоит в том, что оно подчинено действию не биологических законов, как у животных, а действию общих исторических законов, происходящих в процессе присвоения исторически – выработанных форм и способов деятельности. Условиями формирования плана культурного поведения является общение ребенка с взрослыми, подражание им, что способствовало возникновению и развитию ВПФ(высшие психические функции). Они возникают вначале, как форма сотрудничества с взрослым, как форма коллективного поведения и только потом становится внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Таким образом, ВПФ формируются прижизненно и их формирование тесно связано с обучением, с взаимодействием с взрослыми.
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися