logo
лекции психология

Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.

Л.С. Выгодский впервые в отечественной психологии начал систематическое детальное исследование социального и биологического в психическом развитии человека и выдвинул теорию развития высших психических функций. В своей теории он разработал теорию о культурно- историческом развитии психики человека. Развитие психики происходит не по биологическим, а по историческим законам. Все высшие психические функции представляют собой результат жизни в человеческом обществе. Вне человеческого общества, вне общения с людьми ребенок не может развиваться как личность. В онтогенезе процессы биологического и культурно-исторического развития органически связаны. Л.С. Выгодский писал, что «врастание» нормального ребенка в цивилизацию происходит благодаря сплаву, процессу его органического созревания. Оба ряда взаимоотношений приводят в итоге к социально – биологическому формированию личности ребенка. Культурное развитие совершается слитно с органическим созреванием, а его носителем является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка. Идея созревания биологического не отрицается Выгодским, но развитие понимается не как спонтанный биологически – обусловленный процесс. Законы биологической эволюции имеют силу лишь по отношению к животным, психика животного развивается по законам биологического наследования, психика же человека путем социального наследования, т.е. присвоения социального опыта. Таким образом, необходимо различать два плана поведения человека: 1)натуральный – результат биологической эволюции животного мира; 2) культурный – результат исторического развития общества. Специфичность развития человека состоит в том, что оно подчинено действию не биологических законов, как у животных, а действию общих исторических законов, происходящих в процессе присвоения исторически – выработанных форм и способов деятельности. Условиями формирования плана культурного поведения является общение ребенка с взрослыми, подражание им, что способствовало возникновению и развитию ВПФ(высшие психические функции). Они возникают вначале, как форма сотрудничества с взрослым, как форма коллективного поведения и только потом становится внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

Таким образом, ВПФ формируются прижизненно и их формирование тесно связано с обучением, с взаимодействием с взрослыми.