Проблема восприятия и понимания человека человеком
Проблема восприятия и понимания человека человеком начала исследоваться сравнительно недавно, в середине 70-х годов 20 века. В настоящее время исследования в области межличностного восприятия охватывают различные отрасли психологии (общая психология, дифференциальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, психология искусства). В психологической литературе процесс восприятия людьми друг друга обозначается как «социальная перцепция», «межличностное понимание», «межличностное восприятие». Термин «социальная перцепция» впервые был предложен Джоном Грунером в 1947 году. Под «социальной перцепцией» понимается специфика восприятия социальных объектов (отдельных личностей, групп и объединений). Термин «межличностное восприятие», а позднее «межличностное понимание», ввел А.А.Бодалев. это понятие распространяется на более узкий круг социальных объектов и определяется как понимание и оценка человека человеком, при этом у субъекта восприятия складывается представление о намерениях, мыслях, эмоциях, способностях и других характеристиках объекта. В настоящее время термины «социальная перцепция», «межличностное понимание» и «межличностное восприятие» употребляются как синонимы. Межличностное восприятие – это самостоятельный процесс, который имеет свое содержание, субъект, механизмы и результат.
Содержанием межличностного восприятия является процесс построения воспринимающим определенной системы выводов, заключений относительно воспринимаемого на основе «прочтения» внешних данных, действий и деятельности в ходе личного опыта общения. Психологическая характеристика взаимодействия субъекта и объекта – это построение образа другого человека. Главную роль в формировании этого целостного образа играют характеристики воспринимающего (субъекта восприятия) и воспринимаемого (объекта восприятия). Человек как субъект межличностного восприятия характеризуется с точки зрения его физических и социальных данных. Среди социальных характеристик выделяют его внешние и внутренние качества. К внешним относятся ролевые характеристики, связанные с деятельностью субъекта, а также его профессией, национальностью, принадлежностью к определенному общественному классу, принадлежностью к определенной группе или коллективу. К внутренним характеристикам субъекта межличностного восприятия относятся особенности личности. В характеристике человека как объекта межличностного восприятия имеет одинаковое значение его социальные и физические характеристики. Первоначальное представление о человеке складывается на основе интерпретации, данных его физического облика и оформления внешности. В физическом облике выделяют рост, тип телосложения, пол, возраст и расу. Наиболее информативными внешними признаками являются особенности мимики, пантомимики, походка человека, его голос, оформление внешности. На основе этих признаков осуществляется дальнейшая социально-психологическая характеристика (определение способностей, характера, темперамента, потребностей и интересов, определение социально-групповой, национальной принадлежности, определение социального статуса, общественных ролей, видов деятельности, стиля поведения).
Таким образом, такое целостное представление об объекте восприятия, включающее его физические и социальные характеристики, а также опыт взаимодействия в прошлом, прогноз отношений является результатом межличностного понимания. Этот результат находится в сознании воспринимающего в виде образа воспринимаемого человека. Ключевая роль в формировании образа воспринимаемого человека принадлежит механизмам и эффектам межличностного восприятия. Среди механизмов процесса межличностного понимания выделяют следующие:
Познание и понимание людьми других (эмпатия, идентификация)
Познание самого себя (рефлексия)
Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)
Стереотипизация
Идентификация – способ понимания и интерпретация другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам путем отождествления себя с ним.
Эмпатия – понимание другого человека через эмоциональное чувствование, его переживание. Эмпатия включает сочувствие и сопереживание, при этом сопереживание определяется как анализ ситуации с мыслями о себе, а сочувствие – понимание переживаний другого человека.
В рамках процесса социальной перцепции под рефлексией понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия, того, как он воспринимается партнером по общению. Это понимание достигается за счет обратной связи участников общения в виде вербальной и невербальной информации.
Каузальная атрибуция – приписывание другому человеку мотивов поступка. Как механизм присутствует там, где возникают неожиданные преграды на пути социального взаимодействия.
Стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо группы. Стереотипы межличностного познания имеют неоднозначный характер, они важны при мгновенной оценке объекта восприятия, формировании первого впечатления о нем. Однако при переходе общения на личный уровень стереотипы искажают воспринимаемого объекта, мешая его полноценному восприятию.
Наряду с механизмами, в действие часто вступают эффекты межличностного познания, во многом определяя его результат. В психологической литературе выделяют следующие эффекты процессов межличностного восприятия: эффект ореола, эффект новизны, эффект первичности, эффект средней ошибки.
Процесс восприятия людьми друг друга имеет возрастные и половые особенности. А.А.Бодалев выделяет 3 основные тенденции восприятия других людей:
С возрастом происходит постепенное увеличение числа сторон, отличаемых и оцениваемых в личности другого человека
Наблюдается рост круга качеств, выделяемых при описании каждой стороны личности
С формированием человека как субъекта труда, познания и общения изменяется значение, которое испытуемый придает той или иной стороне личности; в описание человека все чаще включается его экспрессия, эмоционально-динамические характеристики, в то же время в речевых портретах уменьшается число элементов, описывающих оформление внешности
Изучением влияния пола на процесс межличностного познания занимались Евгений Федорович Бажин, Т.В.Корнева, Б.Р.Галузо и другие. В исследованиях указывается, что лица женского пола, в целом, более успешно осуществляют диагностику человека по его внешним признакам, чем испытуемые мужского пола.
Таким образом, процесс формирования образа другого человека происходит под влиянием определенных механизмов, эффектов, имеет половозрастные и индивидуальные особенности.
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися