logo
лекции психология

Особенности восприятия учителя учащимися

Одним из направления исследования проблемы межличностного восприятия является изучение его особенностей в ходе учебно-воспитательного процесса. Разработка этого направления осуществлялось в работах, посвященных психологии учительского труда, взаимоотношениям учителя и учащихся, психологии пед.такта, при этом внимание исследователей привлекало главным образом изучение особенностей понимания учащихся учителем. Однако эффективность обучения и воспитания предполагает наличие обратной связи о том, как школьник усваивает знания и как он воспринимает личность учителя. Т.Л.Худякова (1996), занимавшаяся взаимоотношений учителя и учащихся, отмечает, то в реальной практике зачастую ощущается нехватка обратной связи второго рода – от учеников к учителю. Исследования показали, что педагоги часто не используют и ту небольшую информацию, поступающую в качестве обратной связи от учеников для более адекватной оценки особенностей своих воспитанников. Исследователи отмечают частые случаи расхождения между представлениями учителей о том, какими их видят учащиеся, и реальным мнением учащихся, при этом характеристики, которые дают педагоги школьникам нередко отличаются стереотипностью, узостью и формализмом.