?Задачи возрастной психологии?:
Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;
Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);
Соотношение и влияние задатков и способностей;
Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;
Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;
Влияние семьи на психическое развитие;
Проведение психодиагностической работы;
Разработка рекомендаций для коррекционной работы.
По Л.С. Выгодскому, обучение – движущая сила психического развития. Ученым была выдвинута идея об уровнях (зонах) развития детей:
Зона актуального развития (ЗАР): характеризует успехи ребенка, особенности психического развития функций, сложившихся на сегодняшний день. Это то, что он может выполнить сам, без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития (ЗБР): расстояние между ЗАР и ЗВР (возможного), требует ориентировки на реализацию ребенком возможностей завтрашнего дня. Это будущее ребенка. Это то, что ребенок может выполнить с помощью взрослого, а завтра самостоятельно. Феномен ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» (Выгодский).
Дальнейшие шаги по развитию теории Л.С.Выгодского были сделаны психологами харьковской школы Алексеем Николаевичем Леонтьевым, А.В.Запорожцем, В.И Зинченко. Их исследования указывают, что движущей силой психического развития является деятельность. Ими (главным образом Леонтьевым) было сформулировано значение деятельности в развитии. А.Н.Леонтьев углубил идеи Л.С.Выгодского о ведущем виде деятельности (ВВД), и в его работах деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития. Признак перехода от одной стадии психического развития к другой – изменение ВВД. В современном обществе ВВД являются:
Эмоциональное общение ребенка с матерью
Предметно – орудийная деятельность в раннем возрасте
Сюжетно – ролевая игра дошкольника
Учебная деятельность (младшего школьника)
Интимно- личностное общение подростков
Профессионально – учебная деятельность в ранней юности
Т.о., внутри конкретного типа ведущей деятельности у ребенка формируются новые мотивы, вызывающие потребность в смене существующего положения во взаимоотношениях с другими людьми и соответственно происходит смена ВВД.
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися