Формирование личности младшего школьника
Под влиянием нового ВВД (учебной) у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в иерархии которой мотивы учения, учебной деятельности становятся основными.
Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисование). Другие мотивы находятся за пределами учебного процесса:
Широкие социальные мотивы (хорошо работать после окончания школы, поступить в университет). Однако, мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности, деятельности, которую он выполняет. Согласно исследованиям А.К.Марковой, мотивы обучения начинают терять силу, не работают уже к началу второго года обучения.
Узко-личностные мотивы (выражены стремления к собственному благополучию). В них выражено стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослого, получить хорошую оценку). К третьему классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. К этому же времени положительные или отрицательные мотивы к учению во многом зависят от настроя класса: если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой установке и их успешность к обучению снижается.
Задача учителя – установить такой настрой классного коллектива, учитывать такую обстановку и влиять на класс.
Ученикам первого класса трудно выделить любимый учебный предмет, они называют 4-5 предметов и на первое место ставят те предметы, которые увлекли их способами действия. Во втором классе круг учебных предметов сужается, а к третьему классу доходят до 1-2.
Со второго класса происходит дифференциация учебных интересов, выделяются ученики, проявляющие способности в некоторых предметах.
Таким образом, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и постоянная работа учителя и родителей по развитию положительных мотивов учения – важный фактор в развитии личности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. Идеалы в этом возрасте имеют ряд особенностей:
Имеют конкретный характер или являются героями, о которых ребенок слышал по радио, читал; эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга
Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает внешним сторонам их поступков
Личность школьника проявляется и формируется в общении. В первую очередь, для школьников важна, значима личность учителя, он главный авторитет. В начале обучения ребенок воспринимает одноклассников «через учителя», обращает на них внимание, когда учитель во время урока оценивает их успехи или неудачи, поэтому первое время в классе нет подлинных межличностных отношений, дети этого возраста только входят в жизнь коллектива. На 2, 3 этапах обучения у ребенка появляется новое отношение к учебе, личности учителя, которая становится менее значимой, однако, устанавливаются тесные контакты с одноклассниками, те или иные стороны личности сверстников начинают казаться важными.
В.А.Кутсцкий отмечает, что дружественные отношения становятся более глубокими, прочными, проявляется в стремлении быть полезным товарищам, проявляется сочувствие в стремлении поделиться с другом своими радостями и горестями.
Таким образом, психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:
Развитие и формирование всех познавательных процессов учебной деятельности, их производительности и особенностей
Осознание своих собственных изменений (рефлексия)
Развитие системы собственных отношений с окружающими
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися