Межличностные и общественные отношения
Большой вклад в разработку проблемы отношений внесли психологи Борис Герасимович Ананьев, Галина Михайловна Андреева, Алексей Александрович Бодалев, Лев Семенович Выгодский, Лидия Ильинична Божович, Владимир Николаевич Мясищев, Николай Николаевич Обозов и др.
В психологической литературе термины «отношения», «взаимоотношения» и «межличностные отношения» используются как синонимы. Понятие «отношение» определяется как субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой «носить», смысл которого означает действие. Это значит, что кто-то кому-то что-то относит. Отношение подразумевает субъекта (источника отношений) и объекта (куда или кому это относится).
В психологии понятие «отношение» впервые стало активно использоваться в работах Александра Федоровича Лазурского. Сущность данного понятия использовалась им в социальном ключе.
Проблема отношений в России в значительной степени разработано в трудах В.Н.Мясищева. В русской концепции Мясищева принято рассматривать отношения как «субъективную, основанную на индивидуальном опыте избирательную связь с различными сторонами действительности, значимыми объектами, выражающуюся в действиях, реакциях, переживаниях».
Я.И.Коломенский в своих исследованиях для рассмотрения проблемы отношений между людьми использует термин «взаимоотношения» (это специфический, возникающий в процессе совместной деятельности вид отношений человека к человеку, в которых имеется возможность непосредственного, одновременного или отсроченного личностного отношения).
Межличностные отношения – система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей.
Таким образом, межличностные отношения подразумевают взаимную направленность, что является отличительной особенностью от всех других видов отношений.
В отечественной психологии и педагогике межличностные отношения рассматриваются в непосредственной зависимости от общественных отношений.
Каждый человек в процессе своей жизни вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой. И таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии выделяют 2 вида отношений: общественные и межличностные. Общественные отношения носят безличный характер, они обусловлены объективно, есть отношения между социальными группами или отношения между индивидами как представителями этих социальных групп. Сущность общественных отношений – это взаимодействие конкретных социальных ролей. В системе общественных отношений люди вступают во взаимодействие, где их индивидуальные характеристики проявляются. Таким образом, каждая социальная роль не означает абсолютной заданности, шаблонности поведения, она всегда оставляется некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнения. Именно этот «диапазон» является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений, второго рода межличностных отношений, строящихся на основе симпатии или антипатии. Таким образом, межличностные отношения возникают внутри общественных. Общественные и межличностные отношения обнаруживаются в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности.
В структуре взаимодействия людей выделяют 3 составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий, аффективный и когнитивный.
К поведенческому компоненту относят результаты деятельности (поступки, мимика, жестикуляция, вокализация); эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов; когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. В результате такого взаимодействия у субъектов межличностных и общественных отношений складывается психическое образование, объединяющее в себе результаты познания конкретного объекта действительности или субъекта, и в результате этого складываются определенные отношения к нему.
Психологический механизм таков: неприятное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера и подталкивает к недооцениваю, неприятное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к установлению отношений симпатии.
Содержанием межличностных отношений является тот или иной вид общественных отношений, т.е. та или иная социальная деятельность.
Отношения людей, как общественные, так и межличностные , опосредованы предыдущим опытом, общением, социальными установками ориентациями. Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате развития, воспитания и саморазвития. Процесс усвоения человеческого опыта происходит в индивидуальной жизни, в его практической деятельности, которая обязательно опосредована взрослыми, а также и активностью к осваиваемому труду. В процессе социального взаимодействия, общения внешние социальные формы поведения интереализируются, присваиваются и превращаются во внутренние индивидуальные формы психики.
Процесс социализации совершается на основе постоянного преломления внешне трудовых влияний через внутренние условия, в роли которых выступают индивидуальные свойства.
Выделяют 3 основные потребности, которые человек, независимо от возраста, удовлетворяет в различных формах межличностных отношений: потребность привязанности к людям (постоянности пребывать в обществе других или находиться в одиночестве); потребность влиять на других (контролировать или отказаться от дел руководства другими); потребность в эмоциональной вовлеченности (вступать в близкие, личностно значимые отношения или, наоборот, сохранять дистанцию).
- Теория Льва Семеновича Выгодского о культурно – историческом развитии высших психических функций и ее дальнейшая разработка в трудах отечественных психологов.
- ?Проблема соотношения биологического и социального фактора развития?
- Движущие силы:
- ?Социальная ситуация?
- ?Задачи возрастной психологии?:
- Факторы психического развития. Их место и роль в ряду других взаимодействующих факторов
- 1) Наследственные факторы
- Группы причин по у.В. Ульянковой:
- Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину. Кризисы развития
- Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.
- 8 Психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек
- Психология младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Психология подросткового возраста.
- Особенности развития личности подростка
- Формы взрослости выделила и изучила Драгунова т.В.:
- Психология развития в юношеском возрасте
- Возрастные задачи периода взросления:
- Самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.
- Социальная психология как самостоятельная наука
- Задачи социальной психологии:
- Межличностные и общественные отношения
- Проблема восприятия и понимания человека человеком
- Особенности восприятия учителя учащимися