logo search
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угро­жающих, враждебных по отношению к ним.

  1. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

  1. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

  2. Не оценивают собственную агрессию как агрес­сивное поведение.

  3. Всегда винят окружающих в собственном дест­руктивном поведении.

  4. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

  5. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

  6. Имеют ограниченный набор реакций на проблем­ную ситуацию.

  7. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

  1. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

  1. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

  1. Боятся непредсказуемости в поведении роди­телей.

  1. Имеют неврологические недостатки: неустойчи­вое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

  1. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной си­туации).

  2. Положительно относятся к агрессии, так как че­рез агрессию получают чувство собственной значимос­ти и силы.

Наш опыт работы с агрессивными детьми в детских садах и школах позволяет указать еще на три важней­шие характерологические особенности подобных детей:

  1. имеют высокий уровень личностной тревожности;

  1. имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

  1. чувствуют себя отверженными. Приведенный выше анализ характерологических

особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления коррекционной работы, а так­же придать ей целенаправленный и целостный харак­тер. Основные направления коррекции агрессивного поведения будут подробно рассмотрены позднее (см. схему 1).

В целях повышения эффективности работы с агрес­сивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.