3.5. Установление границ дозволенного
Работу с родителями имеет смысл начинать с установления единых правил и требований (границ дозволенного), предъявляемых к ребенку в семье. Поскольку именно в семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.
Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.
Противоречивость требований в семьях агрессивных детей отражает отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка, а также наличие значительных внутренних противоречий между самими супругами.
Значительный опыт работы с родителями агрессивных детей показывает, что самостоятельно прийти к какому-либо согласию по поводу установления требований и границ дозволенного для своего ребенка они не могут. Со стороны психолога требуется нелегкая и кропотливая работа в оказании помощи родителям в плане выработки четких правил и требований, а также обязанностей для своего ребенка.
Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию, так как установление родителями правил и выполнение этих правил детьми является той зоной психологического пространства, где возникают конфликты даже в благополучных семьях. В семьях агрессивных детей данная зона является зоной «открытого фронта», зоной постояннодействующих конфликтов. Поэтому совместная работа психолога с родителями по установлению согласованных требований и ограничений является весьма важной и существенной.
При установлении требований и ограничений родителям необходимо знать w соблюдать определенные правила.
Что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного
(Д. и Дж. Элиум, 1996)
Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».
Существует 4 стиля воспитания:
-
жестко авторитарный, при котором родитель утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувства, состояние ребенка, нередко при этом прибегая к телесным наказаниям;
-
благожелательно-авторитетный, когда родитель заботится о ребенке с добротой и пониманием, но при этом достаточно тверд в установлении правил поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает .приверженности стилю жизни семьи (чтут семейные традиции, для них весьма важна сама семья);
-
демократичный, при котором родители стараются быть справедливыми-в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства;
-
все позволяющие родители разрешают детям вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений по типу «ребенок сам знает, что ему нужно».
Исследование детей из этих 4 групп семей, продолженное, когда они уже стали взрослыми, дало поразительные результаты.
Дети, воспитанные во вседозволенности, став взрослыми, испытывали большие затруднения при необходимости работать вместе с другими людьми и ладить с ними.
Демократичный стиль сформировал взрослых, которым трудно принимать решения.
При жестко авторитарном стиле наблюдались психически нездоровые взрослые.
Наиболее продуктивным стилем воспитания оказался благожелательно-авторитетный. Дети, чьи родители придерживались такого стиля воспитания, выросли наиболее приспособленными взрослыми: они умели принимать решения, нести ответственность, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми.
Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования!
Правило 2. Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.
Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного.
Эмоциональная связь между родителями и ребенком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между
родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.
Правило 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка.
Жан Пиаже, швейцарский психолог, пришел к выводу, что рациональное мышление не может развиваться до 10—11 лет. Поэтому маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. «Маленькие дети не умеют мыслить рационально, и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением» (Д. и Дж. Элиум, 1996).
В связи с этим хочется привести пример. На одном из обучающих тренингов родительской эффективности для психологов делалось упражнение, которое родилось экспромтом: нужно было заставить ребенка 4,5— 5 лет пойти спать, но так, чтобы у ребенка не возникло внутреннего несогласия с родителями. Сознательно использовались различные приемы и подходы: объяснения, уговоры, обсуждения, обещания, подарки, угрозы. Помог только единственный способ, когда «мама» — участник группы, доброжелательно, но очень твердо попросила «ребенка» оставить игрушки, пойти умыться в ванную комнату, а затем ложиться спать. В ходе обсуждения этого упражнения «ребенок »-психолог, давая обратную связь «мамам», отметила, что только в ситуации сердечной доброжелательности, но твердости (уверенной интонации, не допускающей возможности другого поведения), она, как «ребенок», чувствовала себя эмоционально комфортно и ей совершенно не хотелось сопротивляться «маме». При этом полностью исчезало желание манипулировать «мамой», которое возникало в случае объяснительно-разъяснительных подходов и уговоров. В случае же жестко приказного подхода у «ребенка» возникала обида, чувство одиночества и потеря эмоциональной связи с матерью.
А вот простраивая границы для подростка или юноши, родителям просто необходимо обсуждать с ними те правила и требования, которые они для них устанавливают. Также важно помнить о том, что правила должны соответствовать возрасту ребенка. Например, если требование ложиться спать не позднее 22.00 часов для ребенка 8—12 лет вполне нормально и естественно, то подобное требование для 19-летнего юноши (реальный случай) выглядит весьма странно и входит в явное противоречие с его возрастными потребностями.
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83