logo search

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453

ное положение между неврозами и психозами. Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра. Чаще всего на практике пси­холог сталкивается с начальными проявлениями невротических нарушений, пост­травматическими стрессовыми расстройствами, социально-стрессовыми рас­стройствами и паническими состояниями.

Начальные проявления невротических расстройств составляют ту группу со­стояний человека, которую мы определили как пограничные психические состоя­ния, т. е. это то состояние, когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма. Чаще всего для данного вида состояний характер­но наличие повышенной утомляемости, раздражительности, эмоциональной на­пряженности и эмоциональной неустойчивости, нарушения ночного сна, голов­ные боли, вегетативные дисфункции, психосоматические жалобы. Эти состояния обычно возникают на фоне относительно продолжительного эмоционального пе­ренапряжения, непосредственно связанного как с индивидуально значимыми пси-хотравмирующими обстоятельствами, так и с особенностями профессиональной деятельности. Как правило, подобные состояния формируются постепенно и пер­воначально носят периодический характер. Однако со временем эти состояния появляются все чаще и чаще, а время, в течение которого они доминируют, с каж­дым разом увеличивается. Одна из основных причин возникновения подобных состояний заключается в значительном эмоциональном напряжении.

Необходимо подчеркнуть особую роль эмоций в формировании пограничных состояний. Дело в том, что и посттравматические стрессовые расстройства, возни­кающие в результате таких психотравмирующих ситуаций, как стихийные бед­ствия или технологические катастрофы, и стрессовые расстройства, вызванные коренным изменением социальных условий деятельности человека, проявляются в эмоциональной сфере. Начав говорить об эмоциях и эмоциональной сфере чело­века, мы вплотную подошли к проблеме регуляции состояний человека и его по­ведения в целом. Это, вероятно, центральная проблема всей психологической нау­ки. Она крайне сложна и противоречива. В настоящее время имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психическая регуляция состо­яний, поведения и деятельности в целом. Если постараться обобщить существую­щие точки зрения на данную проблему, то можно прийти к выводу о том, что сис­тема механизмов психической адаптации многокомпонентна и состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие: (1) подсистема со­циально-психологических контактов; (2) подсистема поиска, восприятия и пере­работки информации; (3) подсистема обеспечения бодрствования и сна; (4) под­система эмоционального реагирования; (5) подсистема эндокринно-гуморальной регуляции и другие (6). На рис. 18.1 схематически изображена система организа­ции функционального обеспечения адаптированной психической деятельности по Ю. А. Александровскому. Вполне очевидно, что все эти подсистемы могут быть отнесены к одному из двух уровней — физиологическому или психическому, а адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не до­стигнут определенного адаптационного барьера (7).

Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению