3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно не только потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах («Я плохой, злой, ужасный — все так говорят») и тем самым разрушается их внутреннее «Я», нанося вред личности.
Это важно еще и потому, что, как пишет Байярд (1995), способ ваше-го восприятия ситуации, в которой находитесь вы и ваш ребенок, влияет на нее (на ситуацию). Принятая вами установка не только помогает вам выбрать линию поведения, но, что еще более удивительно, она влияет также на установку и действия вашего ребенка. Помните, что лишь сохраняя положительный настрой в отношении вашего ребенка, вы окажете позитивное влияние на проблему, которая существует между вами.
«Положительный настрой» — это не только установка, но и психологический прием, чем-то очень похожий на «активное слушание» чувств ребенка. Данный прием описан в книге Д. и Дж. Элиум «Воспитание сына» (1996):
1) «положительный настрой» - означает помимо принятия чувств ребенка:
-
умение слушать и слышать личность ребенка;
-
умение увидеть за его деструктивными действиями положительные намерения;
-
умение сказать ребенку об этом, т.е. озвучить его положительные намерения (подобно тому, как в «активном слушании» озвучиваются чувства ребенка);
2) «положительный настрой» - это способ сообщить ребенку: «с тобой все в порядке» и «я люблю тебя».
Пример
(этот пример с разбитой тарелкой уже приводился в разделе «Активное слушание», когда 3-летний сын хотел убрать тарелку за мамой, но не успел донести ее до мойки - тарелка упала и разбилась.)
По словам мамы, помимо того, что она услышала чувства ребенка («активное слушание» - растерянность, огорчение, обида), ей удалось понять его положительное намерение: «Я уже достаточно большой, и я хочу помогать тебе, я могу, я хочу делать что-то сам». Мама не стала ругать сына за разбитую тарелку, она боялась повредить его намерению -«Я хочу помочь» и «Я могу сам», вместо этого она сказала: «Какой ты молодец, что хотел помочь мне. Тебе обидно, что тарелка разбилась. Ничего. В следующий раз все получится. Сейчас я принесу веник, и ты поможешь мне убрать осколки». Ребенок был очень горд, что помогает маме (держал совочек), и его уверенность в себе не пострадала. После этого мама внимательно проанализировала, что ее ребенок уже умеет делать сам, и перестала это делать за него, тем самым дав дорогу намерению сына - «Я могу сам».
Тренировочные упражнения УПРАЖНЕНИЕ 1 (авторский вариант)
Участникам раздаются карточки с описанием ситуации и слов ребенка в левой колонке и «положительными намерениями» ребенка — в правой. Участникам предлагается выбрать, какое намерение, по их мнению, является главным для ребенка (их может быть несколько).
Пример
Ситуация, слова ребенка | Намерения ребенка |
1.Ребенок сломал замок в ящике с инструментами отца, когда хотел починить велосипед, и сказал об этом отцу | 1. Желание быть правдивым. 2. Желание самому принимать решения. 3. Желание действовать самостоятельно. 4. Быть ответственным за свои вещи (велосипед) |
2. Мать заходит в комнату ребенка и говорит ему: «Быстро переоденься, оставь свои дела. Ты сейчас с нами поедешь на рынок за продуктами». Сын отвечает: «Как вы мне надоели. Вы все время мне указываете, что я должен делать!» | 1. Я хочу сам распоряжаться собой. 2. Я хочу, чтобы и с моими де- лами считались. 3. Я хочу, чтобы мое мнение тоже учитывалось при принятии решений. 4. Я хочу заниматься тем, что мне интересно |
УПРАЖНЕНИЕ 2 (авторский вариант)
Участникам раздаются карточки с описанием различных ситуаций в левой колонке. Напротив каждой ситуации — в правую колонку — нужно записать «положительные намерения» ребенка, которые имеют место с точки зрения выполняющего упражнение, и выбрать главное.
Например: | |
Ситуация, слова ребенка | Намерения ребенка |
1. Ребенок подрался в школе с мальчиками, когда те спрятали его сменную обувь. Матери он признался, чтонервничал и переживал из-за того, что мог опоздать на урок. 2. Ваш ученик имеет манеру отвлекать других учеников на уроке. В ответ на замечание говорит, что ничего плохо- го он не делает, хочет просто помочь другому лучше понять объясняемый материал. | 1. |
2 | |
3 | |
| |
| |
1 | |
2 | |
3 | |
| |
| |
|
УПРАЖНЕНИЕ 3 (авторский вариант)
Упражнение выполняется в парах:
-
сначала один участник рассказывает о своей личной ситуации, которая возникает у него во взаимоотношениях с кем-либо;
-
задача другого участника понять, какие «положительные намерения» («положительный настрой») скрываются за внешним поведением и словами собеседника (партнера) и сказать ему о них;
-
затем партнеры меняются ролями;
-
в конце упражнения партнерам необходимо поделиться своими впечатлениями:
-
что мешало понять «положительные намерения»;
-
что помогало;
-
что вы чувствовали, когда ваши намерения были неточно угаданы;
-
что вы чувствовали, когда партнеру удавалось угадать, понять ваше «положительное намерение»;
-
обсудите упражнение в круге.
УПРАЖНЕНИЕ 4 (авторский вариант)
•Участникам предлагается вспомнить ситуацию, которая складывается во взаимоотношениях с ребенком и которая вызывает их беспокойство (начинать нужно с наименее напряженной):
-
представьте эту ситуацию, обратив внимание на манеру поведения ребенка;
-
послушайте внимательно (мысленно) те слова, которые обычно говорит ребенок;
-
определите позитивный настрой («позитивное намерение»), который скрывается за внешним поведением и словами ребенка;
4) запишите свои наблюдения и выводы по следующей форме:
Ситуация | Поведение и слова ребенка | «Позитивное намерение» ребенка | Что я обычно говорю |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 | v |
|
|
|
|
|
|
Заполняя 2 последние колонки, обратите внимание на те чувства, которые у вас возникают.
Данное упражнение поможет участникам выполнить следующее упражнение, предложенное Д. и Дж. Эли-ум (1996).
УПРАЖНЕНИЕ 5
Авторы предлагают завести небольшой блокнотик, в котором родители будут анализировать ситуацию и поведение ребенка по следующей форме: а) Мой ребенок говорит
б) Обычно я отвечаю
в) Мой новый ответ (озвучить «позитивный настрой»)
В отношении данного упражнения хочется отметить, что свое внимание необходимо обращать не только на то, что говорит ребенок, на его слова, но и на его действие (как в примере с разбитой тарелкой, когда ребенок ничего не сказал), а также важны выражения лица и интонация, с которой ребенок произносит те или иные слова.
«Родителям очень важно осознать, что их ребенок изначально является положительным, ответственным, хорошим человеком и что они (дети), как и все другие, неизменно хотят в своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи между людьми» (Р. и Дж. Байярд, 1995), добра и понимания.
- Часть 1
- 1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
- 1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
- 1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
- 1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
- 1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
- Часть 2
- 2.1. Основные направления коррекционной работы
- 2.2. Принципы коррекционной работы
- 2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения
- 0С03навание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
- 2.4. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
- 1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».
- Прочие правила.
- Релаксационные упражнения для детей до 8 лет
- 2.5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
- 2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения
- 2.5.5. Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
- 2. «Трио» (с 8 лет) (Фонель, 1998)
- 3. «Групповой портрет» (с 6 лет) (Фонель)
- 2.6. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры
- 1. Работа с фотографиями (карточками)
- 2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
- 3. «Танцы-противоположности»
- 4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов отлицаэтихявлений
- 5. «Я грустный (радостный и т.Д.), когда...»
- 6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
- 2.7. Развитие позитивной самооценки
- 2. «Мне в тебе нравится...»
- 5. «Хвасталки» (из Фонеля)
- 5. «Копилка хороших поступков»
- 6. «Тетрадь моих достижений»
- Часть 3
- 3.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей
- 3.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения
- 3.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
- 3.3.1. Овладение языком «я-высказывания» («я-сообщения»)
- 3.3.2. Развитие навыков «активного слушания»
- «Активное слушание», так же как и «я-сообщение» делает удивительную вещь для ребенка - он сам начинает принимать решения.
- Если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием по математике, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог - это очень обидно.
- Если я тебя правильно поняла, ты была очень невнимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
- 3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых
- 3.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния
- 3.5. Установление границ дозволенного
- Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
- Сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
- Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
- Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Часть 1. Детская агрессивность и ее причины 9
- Часть 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 20
- Часть 3. Работа психолога с родителями и педагогами 83