logo search
231541_D27E5_smirnova_t_p_psihologicheskaya_kor

3.3.3. Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых

Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно не только потому, что их представление о себе формулируется в основном в от­рицательных терминах («Я плохой, злой, ужасный — все так говорят») и тем самым разрушается их внут­реннее «Я», нанося вред личности.

Это важно еще и потому, что, как пишет Байярд (1995), способ ваше-го восприятия ситуации, в которой находитесь вы и ваш ребенок, влияет на нее (на ситу­ацию). Принятая вами установка не только помогает вам выбрать линию поведения, но, что еще более уди­вительно, она влияет также на установку и действия вашего ребенка. Помните, что лишь сохраняя положи­тельный настрой в отношении вашего ребенка, вы ока­жете позитивное влияние на проблему, которая суще­ствует между вами.

«Положительный настрой» — это не только установ­ка, но и психологический прием, чем-то очень похо­жий на «активное слушание» чувств ребенка. Дан­ный прием описан в книге Д. и Дж. Элиум «Воспита­ние сына» (1996):

1) «положительный настрой» - означает помимо принятия чувств ребенка:

2) «положительный настрой» - это способ сообщить ребенку: «с тобой все в порядке» и «я люблю тебя».

Пример

(этот пример с разбитой тарелкой уже приводился в разделе «Активное слушание», когда 3-летний сын хотел убрать та­релку за мамой, но не успел донести ее до мойки - тарелка упала и разбилась.)

По словам мамы, помимо того, что она услышала чувства ребенка («активное слушание» - растерянность, огорчение, обида), ей удалось понять его положительное намерение: «Я уже достаточно большой, и я хочу помогать тебе, я могу, я хочу делать что-то сам». Мама не стала ругать сына за разбитую тарелку, она боялась повредить его намерению -«Я хочу помочь» и «Я могу сам», вместо этого она сказала: «Какой ты молодец, что хотел помочь мне. Тебе обидно, что тарелка разбилась. Ничего. В следующий раз все получится. Сейчас я принесу веник, и ты поможешь мне убрать осколки». Ребенок был очень горд, что помогает маме (держал сово­чек), и его уверенность в себе не пострадала. После этого мама внимательно проанализировала, что ее ребенок уже умеет делать сам, и перестала это делать за него, тем самым дав дорогу намерению сына - «Я могу сам».

Тренировочные упражнения УПРАЖНЕНИЕ 1 (авторский вариант)

Участникам раздаются карточки с описанием ситу­ации и слов ребенка в левой колонке и «положитель­ными намерениями» ребенка — в правой. Участникам предлагается выбрать, какое намерение, по их мне­нию, является главным для ребенка (их может быть несколько).

Пример

Ситуация, слова ребенка

Намерения ребенка

1.Ребенок сломал замок в ящи­ке с инструментами отца, когда хотел починить велосипед, и сказал об этом отцу

1. Желание быть правдивым.

2. Желание самому принимать решения.

3. Желание действовать самостоятельно.

4. Быть ответственным за свои вещи (велосипед)

2. Мать заходит в комнату ре­бенка и говорит ему: «Быстро переоденься, оставь свои дела. Ты сейчас с нами поедешь на рынок за продуктами». Сын от­вечает: «Как вы мне надоели. Вы все время мне указываете, что я должен делать!»

1. Я хочу сам распоряжаться собой.

2. Я хочу, чтобы и с моими де- лами считались.

3. Я хочу, чтобы мое мнение тоже учитывалось при принятии решений.

4. Я хочу заниматься тем, что мне интересно

УПРАЖНЕНИЕ 2 (авторский вариант)

Участникам раздаются карточки с описанием раз­личных ситуаций в левой колонке. Напротив каждой ситуации — в правую колонку — нужно записать «по­ложительные намерения» ребенка, которые имеют место с точки зрения выполняющего упражнение, и выб­рать главное.

Например:

Ситуация, слова ребенка

Намерения ребенка

1. Ребенок подрался в школе с мальчиками, когда те спрятали его сменную обувь. Матери он признался, чтонервничал и переживал из-за того, что

мог опоздать на урок.

2. Ваш ученик имеет манеру отвлекать

других учеников на уроке. В ответ на

замечание говорит, что ничего плохо-

го он не делает, хочет просто помочь

другому лучше понять объясняемый

материал.

1.

2

3

1

2

3

УПРАЖНЕНИЕ 3 (авторский вариант)

Упражнение выполняется в парах:

  1. сначала один участник рассказывает о своей лич­ной ситуации, которая возникает у него во взаимо­отношениях с кем-либо;

  1. задача другого участника понять, какие «положи­тельные намерения» («положительный настрой») скрываются за внешним поведением и словами со­беседника (партнера) и сказать ему о них;

  1. затем партнеры меняются ролями;

  2. в конце упражнения партнерам необходимо поде­литься своими впечатлениями:

  1. что вы чувствовали, когда партнеру удавалось уга­дать, понять ваше «положительное намерение»;

  1. обсудите упражнение в круге.

УПРАЖНЕНИЕ 4 (авторский вариант)

•Участникам предлагается вспомнить ситуацию, ко­торая складывается во взаимоотношениях с ребенком и которая вызывает их беспокойство (начинать нужно с наименее напряженной):

  1. представьте эту ситуацию, обратив внимание на манеру поведения ребенка;

  1. послушайте внимательно (мысленно) те слова, кото­рые обычно говорит ребенок;

  1. определите позитивный настрой («позитивное на­мерение»), который скрывается за внешним пове­дением и словами ребенка;

4) запишите свои наблюдения и выводы по следую­щей форме:

Ситуация

Поведение и слова ребенка

«Позитивное намерение» ребенка

Что я обычно говорю

1

2

3

v

Заполняя 2 последние колонки, обратите внимание на те чувства, которые у вас возникают.

Данное упражнение поможет участникам выполнить следующее упражнение, предложенное Д. и Дж. Эли-ум (1996).

УПРАЖНЕНИЕ 5

Авторы предлагают завести небольшой блокнотик, в котором родители будут анализировать ситуацию и поведение ребенка по следующей форме: а) Мой ребенок говорит

б) Обычно я отвечаю

в) Мой новый ответ (озвучить «позитивный настрой»)

В отношении данного упражнения хочется отметить, что свое внимание необходимо обращать не только на то, что говорит ребенок, на его слова, но и на его дей­ствие (как в примере с разбитой тарелкой, когда ребе­нок ничего не сказал), а также важны выражения лица и интонация, с которой ребенок произносит те или иные слова.

«Родителям очень важно осознать, что их ребенок изначаль­но является положительным, ответственным, хорошим че­ловеком и что они (дети), как и все другие, неизменно хотят в своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи между людьми» (Р. и Дж. Байярд, 1995), добра и понимания.