logo search

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 443

сложной задачей. Первые проблемы в исследовании состояний возникают уже в связи с тем, что до сих пор не дано удовлетворительного определения этого по­нятия, хотя оно часто используется в самом различном смысле и с разной степе­нью обобщенности.

В психологии наиболее распространенным является представление о состоя­ниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, те­чение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мне­ние о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функцио­нирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное опре­деление понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состоя­ний. Так, по мнению Н. Д. Левитова, психическое состояние — это целостная ха­рактеристика психической деятельности за определенный период времени, пока­зывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости опл отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состоя­ния и психических свойств личности.

Раскрывая суть этого определения, Левитов говорит том, что всякое психиче­ское состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние;

называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процес­сов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элемен­ты, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчер­кивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления доста­точно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состоя­ния бодрости и работоспособности.

Опираясь на данное определение, Н. Д. Левитов предпринял попытку класси­фикации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классифика­ция во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или дру­гую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики пси­хической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в опре­деленное время начинается и кончается.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состоя­ние гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Та­кое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педаго­гической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состоя­ния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятель­ность человека.