10.5. Психология розыскной деятельности
Общая характеристика розыскной деятельности. Розыскная (оперативно-розыскная) деятельность — один из наиболее сложных видов правоохранительной деятельности, предъявляющий к осуществляющим ее лицам специфический комплекс требований. Ее необходимость обусловлена самим фактом существования противоправной, прежде всего преступной, деятельности, со свойственным ей тайным, скрытным характером подготовки, совершения преступлений, сокрытия их следов. Без розыскной деятельности практически невозможным стало бы раскрытие многих преступлений и привлечение к ответственности виновных.
Структура розыскной деятельности достаточно сложна, составляющие ее действия и операции разнообразны и зависят от характера решаемых с их помощью задач. В целом для розыскной деятельности эти задачи определены в законе и сводятся к выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию преступлений, а также к розыску различных категорий лиц — уклоняющихся от следствия и суда, отбытия наказания, пропавших без вести и некоторых других.
Мотив оперативно-розыскной деятельности придает смысл осуществляемым действиям, тем самым определяя качество их проведения и возможность достижения цели. Являясь видом правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность социально мотивирована потребностями борьбы с преступностью, но ее индивидуальная мотивация может быть различной. Наиболее существенным здесь выступает познавательно-деятельный мотив к обнаружению скрытых и намеренно скрываемых фактов и установлению истинных источников криминальных событий.
Составляющие оперативно-розыскную деятельность розыскные действия разнообразны и могут разворачиваться в весьма сложные самостоятельные виды деятельности в тех случаях, когда на пути их осуществления возникают препятствия, затрудняющие достижение цели. Эти препятствия связаны с условиями, в которых осуществляются действия. Существует множество ситуаций, для которых заранее предвидеть изменение условий невозможно. Поэтому как сами действия, так и их операциональный состав нередко выбираются и изменяются «на ходу», оперативно. Последнее обстоятельство предъявляет особые требования к лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Требования к профессиональным качествам оперативных работников. Специальные исследования позволили построить психограмму оперативно-розыскной деятельности и определить основные требования, которые она предъявляет к оперативным работникам.1 Поиск ответа на основной вопрос оперативно-розыскной деятельности — кто совершил то или иное преступление? — представляет собой процесс оперирования мысленными образами людей, действующих в определенных обстоятельствах. В зависимости от особенностей конкретной ситуации элементами этой модели могут быть, например, общие представления о мотивах поведения, индивидуально-психологических особенностях какой-то категории лиц, образные, более или менее конструктивные представления о самих категориях лиц, от которых можно ожидать совершения таких действий. Во многом содержание оперативно-информационных моделей криминальных событий или иных оперативно-розыскных ситуаций формируется в практическом опыте сотрудников. Его значение проявляется как в содержании мысленных моделей ситуаций, так и в степени конкретности их элементов. В идеальном случае оперативный сотрудник мыслит образами конкретных лиц с их полными установочными и идентификационными данными. Сказанное означает, что психологическую основу оперативно-розыскной деятельности составляет специфическая база знаний, содержанием которой является система конструктивных динамических моделей людей и механизмов их поведения.
Основным интегральным психическим процессом, лежащим в основе данного вида деятельности, является оперативное мышление осуществляющих ее сотрудников. Его содержание в основном сводится к построению идеальных оперативно-информационных моделей ситуаций, на основе которых формулируются оперативно-розыскные задачи и пути их решения. В отличие от других видов психического моделирования, имеющих место в иных видах предметной, например педагогической, деятельности, элементами оперативно-информационных моделей являются динамические образы людей как субъектов противоправных действий: от общих представлений о человеке как субъекте преступного поведения и его механизмах до образов конкретных лиц, действующих в конкретных условиях.
Оперативное мышление, являясь стержневым психическим процессом; обеспечивающим розыскную деятельность, непосредственно «вплетено» в практику этой работы, прямо связано с ее результатами и составляет основу профессиональной квалификации оперативника. Если исходить из содержания оперативно-информационных моделей, то основу успешности оперативно-розыскной деятельности составляет профессиональный опыт осуществляющих ее лиц, приобретаемый только на практике.
Оперативно-розыскная деятельность является государственно-правовым видом деятельности, поэтому реализация ее внутреннего, психологического содержания во внешних действиях сопряжена с рядом весьма существенных условий и ограничений. Одним из наиболее важных является преимущественно негласный характер этого вида деятельности. Поскольку розыскные действия часто связаны с вторжением в охраняемые права людей, подозреваемых в причастнорти к преступлениям (когда их действительная вина еще не доказана), они могут осуществляться только уполномоченными на их проведение должностными лицами, которые должны скрыть не только характер своих действий как розыскных, но и их цели, а также свою принадлежность к правоохранительным органам.
Конспиративность розыскных действий — их важнейшая характеристика, без ее соблюдения достичь нужного результата часто бывает невозможно. Суть конспиративности состоит в преднамеренном сокрытии истинных целей
осуществляемых оперативным сотрудником действий или создании у других лиц иллюзорных представлений об этом, тем более об общей структуре деятельности, в которую они включены. Именно поэтому закон строго регламентирует использование специфических методов оперативно-розыскной деятельности исключительно в целях борьбы с преступностью.
Конспиративный характер оперативно-розыскных действий требует от осуществляющих их лиц высоко развитых навыков постоянного контроля за всеми деталями своего поведения при решении служебных задач, особенно в контактах с другими лицами, т. е. высоко развитой рефлексии. При этом жесткий самоконтроль не должен оказывать влияния на естественность, спонтанность поведения оперативного сотрудника и вызывать какие-либо подозрения со стороны иных лиц о его истинных намерениях.
Общение в розыскной деятельности. Общей задачей, решаемой посредством осуществления розыскных действий, является добывание различного рода информации о фактах, событиях, предметах, лицах, имеющих то или иное отношение к подготавливаемым, совершаемым или совершенным преступлениям, к причастным к ним лицам, а также сведений, которые могут иметь значение для установления места нахождения разыскиваемых лиц. Могут быть и иные, частные, задачи, решаемые посредством розыскных действий. Их содержание изложено в различных служебных документах, предназначенных для использования только специально уполномоченными на это лицами, и является предметом служебной и государственной тайны.
Психологическая составляющая этих действий весьма значительна. Прежде всего осуществляющие розыскную деятельность сотрудники должны знать множество способов установления источников необходимой им информации, а также самих источников. Эти знания приобретаются в специальных учебных заведениях. Однако в практической деятельности часто складываются ситуации, когда источники информации заранее не известны и должны быть установлены. Решение этой задачи иногда требует от сотрудников незаурядных аналитических способностей, логического мышления и интуиции.
Существенной особенностью многих задач, возникающих в розыскной деятельности, является неизвестность или высокая степень неопределенности самих объектов розыска. Если таким объектом является конкретное лицо, то одним из путей формирования источника информации о нем может быть разработка психологической модели (портрета) предполагаемого преступника, на основе которой строится тактика его розыска. Решение этой задачи предполагает наличие довольно глубоких, не академических, а основанных на практическом опыте знаний человеческой психологии.
Сходна с ней и другая важнейшая задача розыскной деятельности - установление местонахождения определенного лица. Ее решение во многом зависит от того, в какой степени точно удается построить прогностическую модель его поведения, на основе которой можно было бы выдвинуть продуктивные предположения о вероятном месте его нахождения. Здесь в основе также лежит знание психологических механизмов поведения, выбора лицом тех или иных его вариантов в зависимости от конкретных условий.
Самостоятельный комплекс психологических по своей сути проблем розыскной деятельности связан с необходимостью выработки способов «снятия» необходимой информации с ее источников. Решение этой задачи зависит от характера как самого источника-носителя, так и самой информации. Такими
источниками могут быть предметы, документы, люди, обстоятельства интересующих событий. Работа с каждым из них требует своих приемов и методов, предусмотреть которые заранее практически невозможно. Несмотря на широкое применение технических возможностей в оперативной работе, основным все же остается получение необходимых сведений от конкретных лиц путем их опроса. В какой бы форме он ни проводился, оперативному работнику необходимо установить специфические отношения с опрашиваемым лицом, мотивировать его или создать специальные условия, в которых данное лицо сообщит нужную информацию, иногда — скрыть истинные цели опроса, не породить у опрашиваемого лица подозрений в нежелательном для него направлении использования сведений и др.
В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности сотрудники выполняют множество действий, вступают в контакты с различными людьми. Их главная задача при этом — умение отбирать во всем потоке воспринимаемой информации непосредственно интересующие его сведения, а также любые сведения, которые он должен фиксировать как сотрудник оперативной службы милиции.
Наиболее сложны ситуации, в которых носителями значимой информации являются люди, а специальный интерес к ним со стороны оперативного работника не может быть раскрыт. Здесь возникает целый ряд самостоятельных, психологически насыщенных задач, например, определение способов и путей установления контакта с интересующим лицом, получение от него нужных сведений, использование этих сведений в дальнейших розыскных действиях, соблюдение конспиративности и др. Их решение может потребовать от сотрудника реализации навыков различных видов ролевого, игрового поведения, соответственно предварительного выбора и «репетирования» роли, в которой наиболее легко вступить в контакт и получить нужные сведения, оставшись нерасшифрованным. Оперативная работа требует определенных артистических склонностей или способностей от выполняющих ее людей. Поэтому методы подготовки актеров могут быть применены в практике профессиональной подготовки сотрудников оперативных служб.
Общей предпосылкой успешной реализации многих розыскных действий является способность сотрудников к установлению доверительных отношений с различными людьми и в первую очередь — с преступниками и лицами из их окружения. Именно в этой среде зарождаются и отсюда управляются криминогенные процессы, принимаются все меры к их скрытности, тайности. Преступники, как правило, хорошо осознают противоправность своих действий, поэтому особенно чувствительны ко всяким попыткам как-либо ее обнаружить.
Навыки установления межличностных отношений являются базовыми, лежащими в основе продуктивной оперативной работы. Оперативный сотрудник должен знать механизмы установления контактов и, что наиболее важно, доверительного отношения со стороны других лиц. Необходимо создать у другого человека уверенность, что сообщенные им сведения не будут использованы против него, более того, его собеседник сможет принять заинтересованное участие в реализации сообщенного или в решении иных проблем сообщившего их лица. Мотивация доверительности основывается на ожидании поддержки, помощи или просто понимания. Иногда она имеет в основе материальный интерес или носит характер сделки, при которой лицо получает какие-либо льготы в обмен на сообщенные сведения. Задача оперативного работника — распознавание психологической основы установления доверительных отношений и построение тактики контакта с ее учетом.
В любом случае оперативный работник несет ответственность за безопасность тех лиц, с которыми вступает в контакт. Планируя и реализуя определенные действия, в выполнение которых включаются другие люди, он должен предусмотреть меры к обеспечению их безопасности. Это предъявляет специфические требования к оперативным сотрудникам: умение работать в условиях высоких нервно-психических нагрузок, сохраняя при этом способность быстрого реагирования на изменения ситуации и принятия адекватных решений. С этой стороной оперативно-розыскной деятельности связана готовность осуществляющих ее сотрудников к риску, т.е. к действиям в ситуациях с высокой (но не полной!) вероятностью неудачи, проигрыша. Эти действия совершаются под влиянием чувства долга и обусловлены выполнением обязанностей по защите прав и законных интересов людей. Как правило, действия в ситуациях риска могут осуществляться только тогда, когда они не ставят в эту ситуацию других людей. Поэтому оперативно-розыскная деятельность требует от ее субъектов постоянного анализа и оценки складывающихся ситуаций с точки зрения безопасности участвующих в ней лиц, но не в ущерб достижению целей. Ситуации постоянного риска здесь также не нужны, как и в любой другой профессиональной деятельности.
Задачи и пути развития оперативно-розыскной психологии. В целом не будет преувеличением сказать, что оперативно-розыскная деятельность — это практическая психология борьбы с преступностью. Психологическая наука является для нее базовой дисциплиной, оказывающей прямое влияние на качество решения стоящих перед ней задач. Особенно продуктивным может быть восприятие теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности психологических концепций о механизмах поведения людей, в том числе преступного, условиях и механизмах криминализации людей, мотивации осуществления ими конкретных видов преступной деятельности, процессах «запечатления» признаков лица в результатах его действий, психологических теорий ролевого поведения. Полноценное создание специальной научной дисциплины — оперативно-розыскной психологии — дело будущего.
1 См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в органах внутренних дел. - М., 1997.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)