11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
Бдительность, боевая готовность и психология. Правоохранительная деятельность и особенно деятельность личного состава МВД, военнослужащих войск изобилуют ситуациями, условия которых изобилуют элементами неожиданности, внезапности, сопряженными с риском, опасностями, готовностью действовать немедленно и наилучшим образом. Это, например, условия несения дежурств, караульной и патрульной службы, оперативно-розыскной деятельности и выполнения задач на блокпостах, действий сотрудников отрядов специального назначения (ОМОН, СОБР и др.) и вневедомственной охраны. Такие же условия и требования к немедленным, решительным и эффективным действиям могут возникать и при, казалось бы, спокойной, мирной и внешне безобидной деятельности сотрудников по проверке документов, проведению обысков, очных ставок, приеме граждан и даже в кабинетах прокуроров и залах суда.
Наличие «взрывоопасных» ситуаций, чреватых потенциальными угрозами не только срыва решаемой задачи, но и жизни граждан и самих сотрудников, требует практически от каждого сотрудника правоохранительных органов постоянной бдительности и готовности в любой момент действовать даже с применением оружия.
Нахождение на рабочем месте, посту, наличие оружия и средств индивидуальной защиты, автомат наперевес, присутствие охранников и т.п. — все это, бесспорно, важные проявления бдительности и боевой готовности, но психологически недостаточные. Главное — смогут ли люди, назначенные на посты и пр., действовать в нужный момент мгновенно, расторопно, грамотно и эффективно. Это подтверждают достаточно многочисленные, к сожалению, факты, когда при внезапных агрессивных действиях криминального элемента сотрудники, призванные такие действия нейтрализовать, на деле оказываются неготовыми, запаздывают, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки, у них отбирают оружие, охраняемое имущество похищается, задержанные скрываются и пр. Главную причину такого непрофессионализма надо искать в них самих — в отсутствии должной бдительности и боевой готовности. То и другое — психологические феномены, и проблему решить можно лишь при психологическом подходе.
Подготовленность и боевая готовность. Совокупность морально-психологических и боевых характеристик сотрудников и военнослужащих, которые позволяют им в любой момент и в любой обстановке выполнять все возложенные на них функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, называется их внутренней (психологической) боевой готовностью. Этот показатель реальной готовности действий сил и средств правоохранительных органов — готовности людей — самый важный, но и обеспечить его труднее всего. Чтобы обеспечить высокую боевую готовность и бдительность, надо знать и понимать, из чеш ина складывается, от чего зависит, как на нее влиять. Иначе говоря, руководителю, офицеру надо понимать психологические слагаемые психологической боевой готовности сотрудников и военнослужащих и уметь воздействовать на них.
Внутренняя боевая готовность воина — это его целостное личностное проявление. Для ее понимания следует вспомнить, что все явления психики бывают устойчивыми (постоянно или длительно проявляющимися у данного человека) и динамичными (быстро меняющимися, то возникающими, то исчезающими). Они обнаруживаются и в психологической боевой готовности, разделяя все ее слагаемые на две основные группы: группу психологических слагаемых предварительной и группу психологических слагаемых непосредственной боевой готовности.
Устойчивые психологические особенности, присущие сотруднику, военнослужащему — это его свойства личности, качества, знания, навыки, умения, привычки (а коллективу — господствующие в нем стремления, интересы, потребности, мнения, настроения, традиции). От наличия их зависит сама возможность выполнять боевые функции, причем свойство устойчивости этих явлений говорит о длительности, сохранности такой возможности. Вот почему группа устойчиво присущих сотрудникам, военнослужащим данной службы, подразделения, отряда, группы, органа внутренних дел, части, психологических характеристик, в совокупности выражающих их профессиональную подготовленность, в плане боевой готовности является той ее частью, которую правильно назвать предварительной (долговременной) боевой готовностью.
Вместе с тем для характеристики психологической боевой готовности сотрудника, воина важно и то, в каком состоянии находится его психика в данный момент, какими динамическими явлениями она примечательна — о чем думает воин, к чему стремится, что переживает, что собрался делать и т.д. Именно эти процессы и состояния непосредственно предшествуют тем, которые возникнут и будут регулировать действия при внезапном начале действий, а значит, и влиять на них. Каждый убеждался на собственном опыте, что от состояния, в котором находишься, во многом зависит, что и как сделаешь в следующее мгновение. Предварительная боевая готовность (подготовленность), бесспорно, является фундаментом успеха, но фундамент дома — еще не дом. Оцепенение, растерянность, бестолковая суета, не отвечающие специфике условий действия, свидетельствуют, что данному человеку еще чего-то не хватало. Он не был бдителен, потерял бдительность, не ожидал, был расслаблен, не был собран, не изготовился к немедленному реагированию, т.е. не был в состоянии боевой готовности.
Наличие у сотрудника, военнослужащего подготовленности, т.е. устойчиво сформированных знаний, навыков, умений, качеств, говорит о большой вероятности возникновения у него в новой ситуации психических процессов или состояний и соответственно действий. Но это именно вероятность и возможность, а не безусловность и обязательность! Тут есть две причины.
Во-первых, проявление возможностей человеком — не мгновенный, автоматически, однообразно и без трудностей протекающий акт, а сложная внутренняя деятельность, связанная с особыми «переходными» психическими процессами (переход от возможности к действительности, актуализации имеющегося потенциала). Бывает, что человек не полностью использует все
свои возможности, а порой просто не может мобилизовать себя в водовороте возникших событий.
Во-вторых, имеется перепад в психической деятельности до и во время внезапно возникших событий, в их содержании, скорости протекания, сбалансированности, испытываемых трудностях и нагрузках. Известно, что даже двигатель, компьютер надо прогреть, чтобы они заработали как надо. В человеческой психике происходит нечто подобнее. Научные данные и боевой опыт показывают, что чем больше разница (перепад) между состоянием готовности и боевым, тем труднее человеку проявить все свои возможности при внезапном начале ответственных действий. Чем ниже состояние готовности до их наступления (чем «холоднее» человек), тем труднее ему дается быстрый (мгновенный) переход к качественным, расчетливым и разумным действиям, тем больше шансов, что это застанет его врасплох и он не проявит себя как надо.
Поэтому так важно состояние боевой готовности («боевой настрой», «боевая внутренняя изготовленность»), имеющее по существу решающее значение. В идеале в обстановке возможного внезапного наступления критических событий (т.е. на дежурстве, в карауле, в засаде, при обнаружении нарастания угрозы и т.п.) желательно максимально приблизить психическое состояние сотрудника, военнослужащего к боевому, высшему уровню его. Бдительность — важный компонент его, обостренное чувство близости опасности, побуждающее человека к слежению за ее признаками и их изменениями.
Из изложенного ясно, что руководителям, командирам и начальникам всех степеней, самим сотрудникам и военнослужащим, помимо повышения на занятиях и в ходе работы над собой морально-психологической подготовленности и профессионального мастерства, необходимо и повседневно, и особенно в определенные моменты и отрезки времени (перед заступленном на дежурства, в караул, на пост, при их несении, нахождении на рубеже в заслонах, при обострениях обстановки и пр.) заботиться о повышении состояния боевой готовности, доводить его до высшего уровня изготовленности. Это требует специального понимания, специальной, психологически квалифицированной и тонкой работы.
Содержательные компоненты боевой готовности и бдительности. Все сказанное психологически характеризует внутреннюю боевую готовность личного состава, но недостаточно. Ведь важно не только то, что имеются устойчивые и динамические компоненты, но и каковы они, что они собой представляют в содержательном отношении. В психологической науке по этому признаку обычно различают мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления. (Каждая из этих групп в свою очередь существует в устойчивой и динамической форме.) Все они имеют место и в психологической боевой готовности. Их сложные сочетания по характеру соответствия требованиям боевой готовности делятся на две содержательные группы слагаемых: основных (общих) и дополнительных (специфических).
У человека есть такие внутренние возможности, которые он использует в любой деятельности. Например, успех и рабочего, и крестьянина, и инженера, и любого сотрудника всегда зависит от того, как они относятся к делу,
насколько ответственны, добросовестны, настойчивы в достижении наилучшего результата в работе, в действиях. Им всем нужны общие качества, убеждения, мотивы, привычки, составляющие основу успехов в работе. То же можно сказать и применительно к решению разных правоохранительных задач: общие достоинства нужны везде и всегда. Они закладываются во всей системе работы с персоналом юридических органов, в его обучении, воспитании, развитии личности, мобилизации на решение профессиональных задач, сплочении коллективов, повышений авторитета руководителей и т.д. Все это важно, но для обеспечения подлинно высокой боевой готовности мало. Жизнь, практика, наука указывают на необходимость в системе работы с персоналом особого направления — формирования, поддержания высокой боевой готовности и его повышения в необходимых случаях до высшего уровня изготовленности. Результатом должна стать непосредственная готовность - боевой настрой — к немедленным, решительным и высокоэффективным действиям, которая характеризуется:
• высокой бдительностью к наступающей угрозе, верной оценкой ее вероятности, настороженностью к ее признакам, глубоким пониманием роли полной личной готовности к встрече с ней;
• обостренным чувством профессионального и гражданского долга, коллективизма, ответственности за успех в нейтрализации криминального элемента;
• мобилизованностью воли, устремлений, сил, умеренным чувством боевого возбуждения, профессионального азарта, прилива сил;
• полным самообладанием;
• обостренным вниманием и тщательным наблюдением за лицом, представляющим потенциальную угрозу, и обстановкой, любыми изменениями в них;
• полным пониманием происходящего и безошибочным разгадыванием намерений, хитростей и маскировок противника;
• четким планом действий, отчетливым представлением их и мысленным проигрыванием;
• изготовленностью (установкой) на немедленные действия.
Система психологического обеспечения высокой боевой готовности. Если ограничиться только рассмотрением специальных мер по поддержанию высокой степени состояния боевой готовности сотрудников, отрядов и групп правоохранительных органов, то можно выделить среди них три направления работы.
Первое — специальное обучение быстрому реагированию на внезапное обострение обстановки и переходу от повседневного состояния ожидания, готовности к энергичным и эффективным действиям. Такое обучение разумно выделить в отдельный раздел боевой и служебной подготовки сотрудников и военнослужащих. Следует обучать:
• знанию всех ситуаций внезапного, неожиданного обострения обстановки и способов действий в них;
• знанию всех хитростей и уловок, используемых преступниками для неожиданного нападения на сотрудников и военнослужащих;
• мерам предосторожности и способам обеспечения личной безопасности;
• применению приемов самозащиты при неожиданном нападении;
• быстрому, опережающему «противника» переводу оружия из обычного положения в положение для немедленного использования;
• стрельбе без обычного прицеливания,
• стрельбе в темноте;
• привычке к неожиданному;
• приемам выхода из критического положения;
• способам самомобилизации и преодоления негативных состояний и т.п.
Для развития у обучаемых профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент уместно использовать моделирование внезапности, высокой скорости действий и изменения обстановки; создание ситуаций, когда нет времени для обычной подготовки и тщательного планирования предстоящих действий; развертывание внезапных событий на фоне длительных, спокойных, рутинных; введение новых, ранее не встречавшихся на занятиях данной учебной группы усложнений; введение «рваного» темпа действий на занятиях; моделирование внезапных действий «преступников», внезапное появление их соучастников. Следует упорно воспитывать бдительность, не допускать ее снижения, «наказывать» слушателей внезапными вводными за ее послабления. Появление «вторичной беспечности», чрезмерной самоуверенности и самомнения должно пресекаться внезапными вводными.
Развитию находчивости и привычки к непривычному у обучающихся способствует постоянное варьирование условий занятий, обстановки, в которой осуществляются профессиональные действия, частое применение в них элементов новизны, неясности, неизвестности, запутанности, непредвиденности, творческое изменение самим преподавателем плана занятия, если развитие событий пошло по другому пути; комбинирование задач и трудностей.
Второе направление — поддержание постоянной бдительности личного состава и его готовности к любым неожиданностям в повседневной правоохранительной деятельности. Чтобы приучить личный состав к постоянной бдительности и готовности к любым неожиданностям, надо проводить такую работу в течение всей повседневной службы и деятельности. Сила повседневности — в постоянном, непрерывном влиянии ее на персонал, вырабатывающем взгляды, убеждения, привычки, навыки, установки. Поэтому вся организация повседневной службы и деятельности, ее условия, стиль, управление, отношения и прочее так или иначе сказываются на боевой установке персонала (особый настрой на бдительность и боеготовность). В атмосфере жизни и деятельности правоохранительного органа должна звучать нота долга, ответственности, смелости, решительности, непреклонности, быстрого реагирования на изменения обстановки. Полезно повышать роль оценок состояния бдительности и боевой готовности личного состава при всех проверках, оценках, разборах, принятии мер по совершенствованию работы, проведении служебной и боевой подготовки, организации встреч с людьми, побывавшими в «горячих точках». Именно такой подход исключит случаи, когда все и всеми на словах понимается вроде бы правильно, а реально существует невнимание к этим важным сторонам жизни коллектива и деятельности каждого его члена.
Пристального внимания заслуживает поддержание бдительности - настороженности и внимания сотрудников и военнослужащих к активной угрозе со стороны криминального элемента, заинтересованного в захвате служебного оружия, в устранении препятствий со стороны сотрудников в реализации преступных планов, в устранении тех из них, которые угрожают им разоблачением, в освобождении из-под стражи членов преступных группировок и пр. Бдительность проявляется в слежении за признаками угрозы, ее нарастанием, в их оценках. Для профессиональной бдительности характерно не только внимание, но и умение осуществлять слежение и оценку, что требует специальных знаний, особой внимательности, умения наблюдать и оценивать, чему надо постоянно учить персонал.
Повседневные будни порой, при отсутствии особых событий именно в данном правоохранительном органе, в данной службе, с данным сотрудником, притупляют бдительность и не способствуют поддержанию готовности. Возникает и развивается беспечность — притупление бдительности. Борьба с беспечностью обязана быть предметом специальной заботы. Беспечность может быть первичной и вторичной. Первичная беспечность возникает из-за непонимания угрозы, недооценки ее, а вторичная — продукт привыкания к угрозе, ложного убеждения, что хотя угроза есть, но она не так страшна, что она пройдет стороной, «меня она минует, пронесет». Вторичная беспечность может возникнуть даже у опытных сотрудников и воинов в результате появления недостаточно обоснованной самоуверенности, пренебрежения угрозой. Психологические причины возникновения вторичной беспечности очень опасны и требуют пристального внимания. Например, контролер пропускного пункта или инспектор дорожно-патрульной службы в начале своей работы, предупрежденный и немного напуганный рассказанными ему разными случаями, делает все бдительно и с соблюдением мер личной безопасности. Но проходят месяцы, годы, проверены тысячи, десятки тысяч документов — и все спокойно, без эксцессов. Эта благополучная повседневность успокаивает, убаюкивает, бдительность и готовность незаметно снижаются и их-то как раз и не хватает, когда наконец наступает момент, когда следует их проявить. Нужны постоянные психологично построенные инструктажи, регулярные проверки, учебные инсценировки внезапных и дерзких правонарушений, учебные тревоги, информирование о всех фактах проявления бдительности и готовности другими сотрудниками и военнослужащими, принятие дисциплинарных мер, проведение разборов, специальных тренингов бдительности и готовности, обучение способам преодоления отрицательного влияния монотонности, самоконтроля и самомобилизации и др.
Третье направление — обеспечение повышения бдительности и боеготовности сотрудников до высшего уровня в ситуациях обострения обстановки и непосредственных угроз безопасности и жизни людей. Эти меры принимаются руководителями и самими сотрудниками непосредственно перед началом действий, если они ожидаются и есть время для какой-то подготовки к ним. В качестве примера могут служить меры, описываемые в §11.4.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)