1.3. Система юридико-психологического знания
Концепция системы. Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) научной отрасли представляет собой определенным образом структурированную совокупность целостного комплекса ее знаний, их направлений, разделов, частей. Сложность предмета юридической психологии как в его «юридической части», так и «психологической» с очевидностью предопределяет огромный объем взаимосвязанных и взаимопереплетающихся знаний. Изначально интуитивно угадывается ограниченность попытки свести эти знания к психологии следственной деятельности, судопроизводства либо поставить их в центр, лишь обрамляя «венком» кратких сведений о других видах юридической деятельности, работы разных юридических органов и решения многообразных задач по укреплению законности и правопорядка.
Современная юридическая психология, какой она начала становиться с рубежа 70-х годов и ускоряющимся темпом развивается сегодня, представляет собой богатую и разветвленную систему научного знания. В структуру этой системы входят разделы юридико-психологического знания:
• уже сложившиеся к настоящему времени;
• быстро и плодотворно развивающиеся;
• начинающие развиваться;
• которые объективно должны быть представлены в системе юридической психологии, но почти еще не развиты.
При таком подходе система юридической психологии становится похожей на «психологическую систему элементов», сопоставимую по принципу с Периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это позволяет более правильно судить о самой юридической психологии, ее полной системе, состоянии и возможностях, способствует ускоренному преодолению ее научного отставания, ее изучения и использования в юридической практике.
Структура и состояние системы. Макроструктура системы юридической психологии в виде основных частей и разделов представлена на рис. 1.2.
Основы юридической психологии - (первая часть) — исходные научные и прикладные положения, характеризующие ее как отрасль научного знания, находящуюся !на стыке юриспруденции и психологии, ее назначение, концептуальные подходы к научно-психологическому решению проблем укрепления законности и правопорядка, создания общества, основанного на законе.
Эта часть включает в себя основные разделы, каждый из которых образован рядом направлений юридико-психологического знания и их практического приложения:
1) методологические основы юридической психологии — научная база, фундамент всей юридической психологии как особой отрасли научного знания и всех ее разделов. К ним относятся знания о:
• значении, месте юридической психологии в системе науки и юридической практики,
• предмете юридической психологии,
• целях, задачах и системе юридической психологии,
• методологии юридической психологии,
• истории юридической психологии.
Разработок и публикаций по этим вопросам много, хотя они несколько различаются мнениями, характеризующими движение научного знания, его продолжающееся развитие. Остаются слабо разработанными проблемы методологии, имеющие принципиальное и общее значение;
2) психология правового общества и государства — раздел, представляющий собой научно-психологическое видение (модель) правового государства и общества, психологических феноменов, закономерностей, механизмов, отношений, характеризующих субъекты, структуры, общности, граждан, отвечающие требованиям законности, образ жизни, поведение и деятельность, их психологические детерминанты. Исключительно важный раздел, определяющий возможность сравнивать то, что есть сегодня, с тем, что должно быть, и понимать, что надо делать, определять стратегические направления поисков на вызовы времени и существующей практики.
До последнего времени юридическая психология развивалась, как и другие отрасли научного знания, изучающие проблемы укрепления законности и правопорядка, преимущественно как бы с конца, с «ударов по хвостам», исходя из состояния преступности, ее причин и условий, необходимости их устранения и профилактики. Между тем, не менее, а, вероятно, более важен позитивный, созидательный подход — поиск путей утверждения в обществе правозаконности. Он связан с поисками и разработками по направлениям:
• психологии права,
• психологических аспектов уголовно-правовой политики,
• правовой психологии общностей,
• народно-правовой психологии,
• правовой психологии личности,
• психологии правосознания,
• психологии правовой социализации,
• психологии правового воспитания,
• психологии антикриминальной устойчивости личности,
• социально-психологической детерминации правомерного поведения, законности и правопорядка,
• психологических аспектов деятельности государственных органов и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка,
• психологических аспектов участия средств массовой информации, культуры и искусства в укреплении законности и правопорядка,
• психологии правового просвещения, пропаганды и агитации,
• психологии личной безопасности граждан и др.;
Рис. 1.2. Макросистема юридической психологии
3) криминальная психология - психология преступности. Ее основные направления:
• психолого-правовая асоциализация,
• психология генезиса противоправного поведения,
• психология личности преступника,
• психология криминальной среды и преступных групп,
• психологические особенности различных видов преступлений,
• психологические причины и условия преступного поведения и образа жизни,
• криминально-психологический мониторинг и прогнозирование и др.
Психологические проблемы криминологии и преступности исследовались активно, но динамика жизни общества не позволяет успокаиваться сделанным, многое из которого быстро устаревает.
Вторая часть юридической психологии — психология организации деятельности правоохранительного органа — содержит совокупность знаний по вопросам организации деятельности правоохранительного органа. Ее основные разделы:
1) психология личности юриста с направлениями:
• психологические требования к личности юриста,
• психологические свойства личности,
• психологические особенности профессионального мастерства,
• профессионально-психологическая подготовленность юриста,
• психология профессиональной культуры юриста,
• психограммы юридических специальностей;
2) психология управления в правоохранительных органах, включающая:
• психологическую концепцию управления в правоохранительных органах,
• личность в системе управления,
• психологию личности руководителя правоохранительного органа,
• психологию управленческой деятельности руководителя, ее стиля и методов,
• психологическую структуру организации управления,
• психологию текущего управления,
• психологию организации деятельности служб и подразделений правоохранительного органа,
• психологические пути совершенствования управления в условиях гуманизации и демократизации жизни общества,
• психологию взаимодействия правоохранительных органов,
• психологию взаимодействия правоохранительных органов с другими органами, структурами, общественными формированиями и населением,
• психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах;
3) психология работы с персоналом правоохранительных органов, включающая:
• профессионально-юридическое ориентирование,
• особенности психологического отбора в юридические образовательные учреждения и правоохранительные органы,
• психологию юридического образования,
• психологию коллектива правоохранительного органа,
• психологию правового воспитания сотрудников правоохранительных органов,
• морально-психологическую подготовку юриста,
• психологию формирования профессионального мастерства юриста,
• профессионально-психологическая подготовку юриста,
• психологические особенности укрепления организационного порядка и дисциплины в правоохранительных органах,
• психологию научной организации труда в правоохранительных органах,
• психологию профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительных органов,
• психологические особенности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
4) психологическая служба в правоохранительных органах. Раздел приобрел важное значение в современных условиях в связи с созданием психологических служб в МВД, ФСБ, Федеральной пограничной службе и зарождением их в других правоохранительных органах. В этом находит признание практиками возможностей юридической психологии и вместе с тем ожидание, что надежды на нее и работающих в ней практических психологов оправдаются. Огромна ответственность сейчас всех, кто работает в системе юридической психологии, ответственность за удовлетворение ожиданий и будущее юридической психологии. Если практика разочаруется, это может повлечь за собой тяжелые и долговременные последствия для юридической психологии. Потерять престиж легче, чем его завоевать, а тем более повторно. Необходимы общие усилия всего корпуса юридических психологов для оказания помощи психологической службе, забота о ее успехах, усиленная разработка эффективных технологий психологической работы.
Все разделы неплохо развиты, но слабо освещены в широкой печати.
Третья часть — психологические технологии в правоохранительной деятельности — чрезвычайно важное для правоохранительной практики направление исследований и практических разработок. Оно начало по существу создаваться и расширяться с середины 80-х годов опять-таки при активном участии сотрудников Академии управления МВД и Психологического отдела НИИ Прокуратуры. Сейчас оно включает два обширных раздела:
1) психологические действия в правоохранительной деятельности с направлениями:
• психологический анализ профессиональных ситуаций,
• психологический анализ юридических фактов,
• психологический портрет и его составление,
• изучение человека в психологическом наблюдении,
• визуальная психодиагностика криминальных признаков
• составление психологического портрета преступника по следам на месте преступления,
• психологическое наблюдение за группой,
• психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений,
• психология правомерных психологических воздействий,
• психологический анализ сообщений граждан,
• психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств,
• юридическая психолингвистика,
• психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби,
• внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве,
• нетрадиционные психологические методы раскрытия преступлений,
• судебно-психологическая экспертиза,
• посмертная судебно-психологическая экспертиза;
2) психотехника в работе юриста. В современном виде раздел включает направления:
• психотехника речи,
• психотехника использования речевых средств,
• психотехника использование неречевых средств,
• психотехника построения высказываний,
• психотехника речевого доказывания и опровержения возражений,
• психотехника воздейственности речи,
• общая психотехника профессионального мышления юриста,
• психотехника рефлексивного мышления и др.
Начало изучению психотехники было положено 100 лет назад П.С. Пороховщиковым (П. Сергеич)1, а в последние 10—20 лет оно особенно активизировалось.
Четвертая часть — психология видов правоохранительной деятельности — объединяет юридико-психологические исследования решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами. Она представляет собой конкретизацию общих психологических подходов и рекомендаций, относящихся к предыдущим трем частям юридической психологии, и дополняет их новыми.
Эта часть включает разделы:
1) психологические особенности решения разных правоохранительных задач с направлениями:
• психология профилактики преступлений,
• психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,
• психология профилактики рецидивной преступности,
• психология обеспечения безопасности граждан,
• психология гражданско-правовой работы,
• психологические аспекты борьбы с различными видами преступлений,
• психология раскрытия преступлений («оперативная психология», «психология оперативно-розыскной деятельности»),
• психология расследования преступлений и др.;
2) экстремально-юридическая психология. Этот раздел в связи с обострением криминальной ситуации в стране получил интенсивный импульс к развитию в 90-е годы. Он включает направления:
• психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности,
• экстремально-психологическая подготовленность сотрудника,
• экстремально-психологическая подготовка сотрудника,
• психологическая подготовка начальствующего и командного состава к управлению в экстремальных условиях,
• боевая готовность и бдительность сотрудника,
• психологические аспекты задержания вооруженных правонарушителей,
• психологические основы ведения переговоров с преступниками,
• морально-психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах,
• психология управления силами и средствами правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах.
3) психологические особенности деятельности разных правоохранительных органов. Система правоохранительных органов, как отмечено выше, включает в себя органы судебной системы, обеспечения охраны порядка и безопасности, предварительного следствия и дознания, прокуратуру, органы правового обеспечения и правовой помощи и негосударственные организации обеспечения правоохраны. Всего их около двадцати. У них есть общие функции и направления деятельности, но есть и особенности, есть своя специфика, определяемая задачами, условиями, объектами, формами и методами ее осуществления, есть свои особенности психологии. Поэтому научно корректно, практически важно развивать психологические исследования и разрабатывать практические рекомендации по каждому виду правоохранительных органов. Пока такое делается в МВД, ФСБ, Федеральной пограничной службе, органах, исполняющих наказания. Начата работа по таможенным органам и налоговой полиции.
Психологические особенности деятельности других правоохранительных органов еще ждут своих исследователей.
1 П. Сергеич. Искусство речи на суде. - М., 1988.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)