11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
Необходимость, виды и задачи психологического обеспечения действий при чрезвычайных обстоятельствах. Хорошая подготовка выступает необходимым предварительным условием обеспечения действий работников органов правопорядка, но недостаточным. Необходимо, как показывают исследования и опыт, еще специальное обеспечение в ходе действий:
• приходится считаться с тем, что не все работники, привлекаемые к решению задач в экстремальных условиях, могут иметь должные качества и подготовленность;
• переход к действиям в экстремальных условиях требует внутреннего перелома, перестройки и культивирования боевого настроя, что тоже в интересах недопущения промахов требует к себе внимания руководителей;
• никакая подготовка не может предвидеть все, что может случиться в экстремальных условиях, и нужна помощь людям уже в ходе действий;
• даже хороший боевой настрой не может быть постоянным из-за усталости и других причин, и нужны специальные меры по его поддержанию в течение необходимого времени.
Поэтому психологическое обеспечение решения правоохранительных задач в экстремальных условиях осуществляется в виде:
• непосредственной подготовки личного состава перед самым началом действий;
• обеспечения действий в ходе решения задач;
• обеспечения восстановления сил после завершения действий.
Основные задачи морально-психологического обеспечения:
• доведение до личного состава политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в районах действий, а также решений органов государственной власти и задач, возлагаемых на правоохранительные органы;
• формирование у участников действий чувства высокой ответственности за соблюдение Конституции и законов, выполнение служебного долга и поставленных служебных задач;
• выработка и реализация мер по укреплению служебной дисциплины, законности и правопорядка, обеспечению безопасных условий;
• морально-психологическая и профессионально-психологическая подготовка в ходе специальных занятий, направленная на восстановление натренированности и специальную подготовку к предвидимым условиям;
• формирование и поддержание здорового и устойчивого морально-психологического климата в группах, отрадах, подразделениях, глубокого понимания всеми участниками действий государственной значимости восстановления и поддержания конституционного и правового порядка, необходимости высокой организованности, дисциплины, мужества, стойкости, самоотверженности и взаимной выручки;
• проведение мероприятий по ослаблению влияния психотравмируюдцих факторов служебно-боевой деятельности;
• организация психологической помощи находящимся на самых трудных участках работы;
• организация и проведение мероприятий психологического воздействия на участников вооруженного сопротивления;
• проведение реабилитационно-восстановительных и культурно-досуговых мероприятий.
Психологическое обеспечение непосредственной подготовки перед началом действий. После получения задания на действия в экстремальных условиях проводится целевая непосредственная психологическая подготовка участников предстоящих действий. С этой целью проводятся занятия по боевой и служебной подготовке, специально тщательно отрабатываются действия, которые придется выполнять в экстремальных условиях. При подготовке, например, действий против террористов, захватчиков заложников предстоящие действия шлифуются до совершенства, причем имитируются все возможные виды противодействия преступников. Особое внимание уделяется при этом достижению взаимопонимания в боевых группах, слаженности действий.
Проводятся инструктажи, беседы, информации, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, имеющими опыт действий в аналогичных условиях. Мобилизующе сказывается выполнение подготовительных действий: получение оружия, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и пр. Повышает боевой настрой и передвижение к месту действий, наблюдаемые в ходе его признаки энергичных действий властей, других сил, принимающих участие в событиях, разрушения, бредущие толпы и др. Но было бы опрометчиво полагать, что нужный боевой настрой возникнет сам по себе. Возможно появление у части сотрудников так называемой «предбоевой (предстартовой) лихорадки», когда человека может даже трясти от не находящего выхода напряжения. Бывает, что кто-то уже «перегорел» и у него наступает даже некоторый спад настроения и сил.
Особое значение имеет подготовка, рассчитанная на то, чтобы нужный боевой настрой был достигнут минут за пять до начала действий. Личный состав инструктируют, до него доводят точные задачи, знакомят его с последними данными об обстановке, разъясняют порядок и способы действий. Ведется честный и откровенный разговор об ожидаемых трудностях, способах их снижения и преодоления. Их не надо преуменьшать, не надо допускать «шапкозакидательских» настроений, но и не следует запугивать ими. Укрепляется вера в успех, в дружную работу групп, не допускается возникновение настроений неуверенности. Разъяснение способов действий не ограничивается общими призывами («повысить активность», «принять меры», «приложить максимум усилий»), а сопровождается точными указаниями и советами о том, что, когда, как, почему и с учетом чего делать. Разумны напоминания о долге, законности действий, внимательном отношении к гражданам. Уверенное, твердое и вместе с тем человечное поведение инструктирующего — само по себе сильный морально-психологический фактор.
Заслуживает внимания проведение предрабочей разминки. Не случайно, например, спортсмены разминаются перед стартом, приводя свой организм в состояние, при котором можно показать наилучший результат. Давно доказано, что в начале любой работы происходит рост ее успешности, определяющий настрой всех моральных, психических и физиологических функций человечка на работу, получивший в науке название «врабатывание». Наиболее заметно явление врабатывания в первые 10—15 минут действий, т.е. в это время результаты их не наилучшие. Есть только один путь профилактики этого нежелательного феномена: повысить активность и нагрузки до начала действий. Эту задачу и должна решить предрабочая разминка. Целесообразно проводить ее за 10—15 минут перед началом действий в течение 3—5 минут. Она должна включать в себя:
• Энергичные физические упражнения в виде имитации приемов рукопашного боя, взятия оружия наизготовку, энергичных движений руками и ногами;
• идеомоторные упражнения (мысленное, образное представление предстоящих действий, проигрывание их в уме);
• проговаривание про себя мобилизующих самоприказов;
• параллельную работу со сменяемым на посту в течение 5—7 минут, прежде чем принять пост.
Есть еще одна психологическая закономерность, с которой в ряде случаев стоит считаться, — это адаптация органов чувств. Так, например, при переходе ночью из освещенного помещения в темноту повышение чувствительности зрения (совершающееся автоматически) на 80% происходит в течение 15—20 минут и завершается через 60 минут. Если наблюдаемый объект появится в первые минуты, когда зрение еще не адаптировано, то велика вероятность того, что наблюдатель его не обнаружит. Поэтому перед заступленном на пост ночью желательно пребывание в темном помещении или в темных очках в течение 15—20 минут.
Возможно и целесообразно коллективное исполнение боевых песен и ритуальных действий (энергичный жест рукой, соединение рук членами группы в общем пожатии, похлопывание по спине и др.).
Непосредственную психологическую подготовку уместно проводить каждый раз перед началом выполнения ответственных действий в экстремальных условиях.
Психологическое обеспечение по ходу действий в экстремальных условиях. Любое состояние человека непостоянно. Даже в рабочем кабинете оно может меняться быстро, а тем более в экстремальных условиях, в водовороте сложных и впечатляющих событий. Поэтому работа с людьми не прекращается с началом действий, а продолжается. Ее задачи становятся такими:
• обеспечить полную мобилизованность личного состава и боевую адаптацию в течение всего времени действий;
• оказывать помощь в преодолении возникающих по ходу действий психологических трудностей;
• повышать боевые и морально-психологические возможности личного состава на основе накапливающегося опыта действий.
Формы и методы решения этих задач должны соответствовать возможностям их использования в полевых условиях, не мешать, а помогать действиям, быть коротки, деловиты, содержательны, а их морально-психологическая нацеленность — продуманна и продуктивна.
Решающее морально-психологическое воздействие на личный состав осуществляется на основе грамотного, уверенного и надежного управления действиями людей. Опыт учит: мало что оказывает столь тяжелое деморализующее воздействие на боевой настрой личного состава, как истерия управления, отсутствие приказов и распоряжений в обстановке неразберихи и нерешаемости задач; несоответствующие реальности требования и указания; частая отмена отданных ранее приказов или их обилие; появление посторонних должностных лиц, претендующих на право давать указания и вмешивающихся в вертикаль прямого подчинения. Все это воспринимается людьми как проявление бездарности начальства, незнание им обстановки, неспособности руководить, повышающее опасность для всех и каждого; растут тревожность, неуверенность, растерянность, опасения, неисполнительность.
Командиры, начальники обязаны заботиться о том, чтобы всегда, особенно в самые критические минуты, быть ближе к людям, рядом с ними, демонстрировать личный пример самообладания, уверенности, понимания происходящего, расчетливости и профессионализма. Они должны вместе с подчиненными и рядом с ними переносить трудности действий в полевых условиях, демонстрируя стойкость и выносливость. Управление должно быть непрерывным (нужно не обилие указаний, а демонстрация того, что оно есть, действует, все видит и понимает — это особенно важно, если личный состав рассредоточен, а связь с ним поддерживается по радио), твердым, но сдержанно-уравновешенным, обеспеченным надежной связью, постоянно информирующим об обстановке. При наличии подчиненных командиров и начальников им следует делать постоянные напоминания о работе с людьми, оказании им помощи, поддержки, заботе о них.
Для профилактики и снижения психологических трудностей, а также всяких нарушений особое значение приобретают организующие и дисциплинирующие факторы. Уместно и эффективно:
• поддерживать четкую организацию выполнения уставных положений, намеченных при предварительной подготовке планов, решений, договоренностей и функционирования всей системы обеспечения;
• сохранять требовательность и не допускать попустительства и развития представлений, что уставы — для казарм, а не для реальной обстановки действий; в необходимых случаях ее целесообразно ужесточать, что может помочь некоторым растерявшимся подчиненным взять себя в руки;
• вести с людьми в уместных случаях спокойные разговоры о необходимости собранности, бдительности, самообладания, выражать уверенность в успехе;
• напоминать о культурном и заботливом отношении к гражданам и соблюдении законности;
• доводить до личного состава информацию о любых успехах действий других подразделений и взаимодействующих сил, об отличившихся сотрудниках и военнослужащих;
• не скупиться на добрые слова, проявления человечности, поощрения;
• всячески .культивировать проявления коллективизма;
• не допускать хождения среди личного состава тревожащих слухов, прекращая их правдивой информацией;
• наблюдать за всеми и своевременно оказывать помощь и поддержку тем, кто не выдерживает нагрузок и начинает проявлять слабость.
Есть необходимость и возможность повышать подготовленность работников правоохранительных органов и по ходу действий, и после их завершения. Сложная, опасная обстановка учит быстрее и лучше, чем годы спокойной работы. Но она хорошо учит тех, кто думает, анализирует и делает выводы, кто учится на примере и опыте других.
Специальная задача - забота о сохранении высокого боевого настроя людей в течение всего времени действий. Запас сил человека связан с таким его качеством, как работоспособность. Уже через 2-3 часа очень напряженной работы начинается такой спад ее под влиянием вначале скрыто развивающегося утомления, который уже может отражаться и на качестве действий Для профилактики неприятных последствий этого следует:
• постоянно думать о том, как сберечь силы к моменту наступления решающих событий;
• не тратить зря силы на ненужную суету и устранение последствий неорганизованности;
• использовать паузы в действиях для отдыха и восстановления сил;
• поддерживать высокий морально-психологический настрой, который способен в определенной степени компенсировать развивающееся утомление и увеличить в 2-3 раза срок высокоэффективной работы.
Психологическое обеспечение восстановления сил и боевого настроя. Его следует и возможно осуществлять и в перерывы между действиями, и по окончании работы.
Пассивный отдых - сон, расслабленность (лежание, сидение с закрытыми глазами) - полезен и нужен при общей усталости, чаще всего физической. Но опрометчиво отводить ему все свободное от действий в экстремальных условиях время, ибо возможен обратный эффект - квазиусталость, чувство усталости при отсутствии утомления организма.
Активный отдых - отдых, заполненный какой-то активной, не утомительной и, по возможности, интересной деятельностью: играми, чтением газет, книг и журналов, просмотром телепередач, прослушиванием радио и музыки, встречами с интересными людьми, помывками, ремонтом оружия и обмундирования и пр.
Психологическая и психотерапевтическая помощь призвана снять симптомы нервных перегрузок, которые порой препятствуют восстановлению работоспособности и боевого настроя. Основными формами ее выступают: психодиагностика, индивидуальные психотерапевтические беседы, индивидуальное психотерапевтическое консультирование, психологические рекомендации, психологические дебрифинги, программы взаимной поддержки, аутотренинг, сеансы релаксации и др. Участие психологов, как показал опыт последних лет, весьма полезно на всех этапах психологического обеспечения действий работников правоохранительных органов в экстремальных условиях, но особенно оно важно при оказании помощи.
Психологическое саморасслабление и самомобилизация входит в число обязательных и весьма эффективных мер восстановления сил и боевого настроя. Работник правоохранительных органов должен уметь оценивать свое состояние и преднамеренно влиять на него. «Власть над собой — высшая власть», «Побеждающий врага силен, но истинно могуч побеждающий себя» — гласят народные пословицы.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)