6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
Психология личности юриста и законность. Требование законности — главное, определяющее в требованиях правоохранительной деятельности к личности и подготовленности юриста. Не может быть блюстителя законности, лично ее нарушающего. Мнение о допустимости в отдельных случаях «чуть-чуть нарушить законность» и фактические нарушения ее — показатель полной непригодности данного работника к правоохранительной деятельности. Исследования случаев нарушений законности показывают их многофакторную обусловленность. Среди ее причин — недостатки законодательства, общественные социально-психологические факторы различных видов, деформации в психологии коллектива сотрудников, ошибки и недостатки в управлении, критерии эффективности деятельности, перегрузки в работе и др. Однако решающую роль играют все же личностные детерминанты законности, недостатки в психологии личности самого работника правоохранительных органов. При всех других негативно действующих факторах будут совершены нарушения законности или нет - это в конечном счете зависит от самого работника. Поэтому в работе с персоналом одно из важнейших направлений — психологическое развитие личности, обеспечивающее законность ее действий в любых условиях.
Законность действий — не продукт какого-то отдельного качества сотрудника, военнослужащего, что подтверждается результатами специальных исследований. Это продукт всего его внутреннего мира, его мировоззрения, правосознания, личной правовой позиции, морально-психологической подготовленности, профессионального мастерства, правовой интуиции и др. Поэтому ответственное отношение к безусловному соблюдению законности есть интегральный показатель всех усилий руководства по работе с персоналом, построению управления и обеспечению решения стоящих задач и, непременно, работы каждого сотрудника по самосовершенствованию и самоконтролю. Нет такого «управленческого рубильника», включив который, можно раз и навсегда решить проблему строгого соблюдения законности в действиях персонала. Значит, обеспечивая законность в конкретном юридическом органе, необходимо всю жизнь и деятельность его строить под углом зрения укрепления законности действий его персонала, а при наличии ее нарушений не сужать поиск причин до «отдельных упущений». Вместе с тем, как показывают опыт и научные данные, необходимо и специальное психологическое обеспечение законности действий, что дополняет, углубляет и повышает эффективность общих усилий.
Личностно-развивающий подход в укреплении законности. Вопросы строжайшего соблюдения законности призваны занимать приоритетное место во всех мерах, предпринимаемых руководством юридического органа.
Необходимо использовать все возможности для формирования и упрочения у сотрудников:
• умения и привычки постоянно видеть государственные, моральные, гражданские аспекты своей деятельности и каждого своего поступка и действия, образно говоря, не «через клеточку зарешеченного окна»;
• понимания исключительной важности укрепления законности и правопорядка исключительно правовыми средствами;
• отношения к любым правонарушениям, в том числе и к нарушениям законности, как затрагивающим личностно значимые ценности, как к угрозе реализации программы своей жизни;
• соединения в сознании строжайшего соблюдения законности как высшего проявления профессионализма, правовой культуры, а их нарушений — как грязного, аморального, асоциального факта, подрывающего в корне профессиональный престиж и профессиональную гордость;
• понимания принципа целесообразности законности только в пределах закона (правовых предписаний), а не вместо закона;
• таких профессиональных качеств, как стремление к истине, к торжеству социальной справедливости, гуманизм, понимаемый как человеческое, уважительное и бережливое отношение к правам, свободам и законным интересам граждан в сочетании с непримиримым отношением к преступлениям и правонарушениям; принципиальность как верность предписаниям права, морали, этике, вопреки иным влияниям и соображениям.
Среди факторов, влияющих на развитие личности сотрудников, прежде всего заслуживает внимания система управления, действия руководителя, его придирчиво принципиальное, по-хорошему мелочное отношение к вопросам личного примера в соблюдении законности, требований уставов, приказов, директив, личных указаний и распоряжений. Встречаются руководители, которые не уделяют внимания этому либо мотивируют собственные нарушения примерно так: «Я — руководитель. Вас много, а я один. То, что позволено мне, не позволено вам. Когда дорастете до моего положения, тогда и будете поступать так, как сочтете нужным». Подобные рассуждения перенимаются и неустойчивыми подчиненными, которые тоже рассуждают аналогично («У кого власть, тому многое дозволено») и считают, поскольку и они имеют власть, то и им кое-что позволено в отношении граждан.
Сильное психолого-педагогическое воздействие на персонал оказывает практика реагирования руководителя на факты нарушений законности и предпосылок к ним. Правильно, когда он:
• своевременно и принципиально оценивает обнаруженные негативные факты, проводит в каждом без исключения случае тщательное личное расследование, не ограничивается в необходимых случаях наложением административных взысканий, но и возбуждает уголовное дело;
• придает в коллективе широкую гласность фактам нарушений и предпосылок к ним, создавая обстановку нетерпимости и непримиримости;
• остро реагирует на факты укрытия или сглаживания фактов нарушений и предпосылок к ним подчиненными руководителями;
• быстро и принципиально реагирует на представления прокуроров, частные определения судов, приказов и директив вышестоящих органов, выступления печати по вопросам нарушений законности.
Крайне отрицательно сказываются случаи, когда руководитель, боясь личных неприятностей, по существу вступает в сговор с подчиненными, делая вид, что не заметил нарушений, или даже принимает меры, чтобы какие-то неприятные факты не получили огласки.
Идея соблюдения законности должна постоянно звучать во всей жизни и деятельности персонала и его руководителя. Напоминания, разъяснения, указания, предупреждения, поручения, контроль, оценка, обсуждения должны содержать вопросы законности. Нельзя уставать говорить и требовать этого, либо руководствоваться мыслью «Они и так все знают». Это относится как к коллективу в целом, так и к отдельным сотрудникам, к индивидуальной работе с ними.
Все соприкосновения с вопросами соблюдения законности действий дают результат, если они не формальны, а убеждающи. Убеждение — это воздействие не только на холодный рассудок, но и на чувства, волю, мотивы. Его результат зависит не только от правильности произносимых слов, но и от авторитета убеждающего. Убеждать в вопросах соблюдения законности можно, лишь хорошо разбираясь в ее причинных обусловливаниях, в психологии правомерного и правонарушающего поведения. При этом следует:
• показывать правовую, моральную, гуманную, цивилизованную, культурную значимость и привлекательность законности;
• разъяснять всесторонний вред, который приносит даже один факт нарушения требований закона самому сотруднику, гражданам, в отношении которых он совершен, всей системе правоохранительных органов;
• пробуждать чувства долга, совести, личного достоинства, а если они очень глубоко упрятаны, то обострять опасение перед последствиями и теми санкциями, которые последуют;
• формировать убеждения в свободном и до конца откровенном обмене мнениями и доводами;
• убедительно, ярко строить все рассуждения и рассмотрение контрдоводов собеседника;
• при убеждении и переубеждении активно использовать жизненные примеры и факты. Они могут зародить сомнения в истинности ложных принципов и взглядов оппонента, расшатать их и убедить его в необходимости замены другими, в полной мере отвечающими требованиям законности. Чем менее развито у человека теоретическое мышление, чем менее образован его ум, тем больше он опирается в выборе поступков на мнения, почерпнутые из личного опыта, тем большее значение приобретают для его переубеждения конкретные жизненные факты. Умение переубеждать — это во многом умение выдвигать самые очевидные, самые правдивые аргументы;
• учитывать, что при переубеждении многое зависит от того, насколько хорошо сотрудник представляет нежелательные последствия не только для него самого, но и для дела, для людей. За исключением крайних случаев, не следует прибегать к угрозам в открытой форме.
Особое внимание следует уделять упрочению убеждений сотрудников в том, что: обеспечение конституционных прав граждан и неприкосновенности личности — их главная задача, а борьба с преступностью — способ ее решения; «никакие соображения служебной целесообразности» не могут служить оправданием никаких нарушений законности; нет маленьких и больших нарушений законности; профилактика преступлений, справедливость, гуманность, а не ужесточение репрессий — стратегическое направление в создании правового государства.
Убеждение в необходимости безоговорочного соблюдения законности возможно лишь на фоне профессионально зрелого общественного мнения в коллективе органа. Нужно уделять пристальное внимание профилактике и убедительному разоблачению ложных, обычно существующих на неформальном уровне мнений типа: «Соблюдение законности мешает делу; это искусственный барьер на пути к успешному решению задач», «Не нарушая законность, нельзя повысить уровень раскрываемости, профилактики и пресечения преступлений», «Нормы и требования законности придуманы кабинетными людьми, которые не понимают сложности практических задач борьбы с преступностью», «Люди, с которыми нам приходиться иметь дело, не заслуживают того, чтобы в отношении к ним соблюдать что-то: они не соблюдают законы, а мы в отношении их должны соблюдать?», «С нас спрашивают много, а прав дают мало» и т.п.
Наряду с убеждением следует применять и принуждение, сочетая его с убеждением, проявляя справедливость, стремясь реагировать остро не после факта нарушения, а при обнаружении малейших предпосылок к нему.
Необходимо постоянно контролировать изменения личности каждого сотрудника, учитывать противоречивость сознания человека, занимающегося юридической деятельностью.
Личностно-обучающий подход к укреплению законности. Причиной части нарушений законности выступают недостатки профессиональной подготовки и правовой культуры сотрудников. Этим обусловлена какая-то часть незаконных отказов в возбуждении и прекращении уголовных дел, возбуждении уголовных дел по малозначительным и не представляющим большой общественной опасности фактам, необоснованных задержаний, обысков и арестов, случаев неосторожного и неправомерного применения оружия, грубости, неуважительного отношения к гражданам, нарушения служебной этики и морали. Поэтому улучшение профессиональной подготовки в целом, а также усиление в ходе ее внимания ко всем вопросам, связанным с укреплением законности, — необходимое направление работы.
Следует включать в систему подготовки сотрудников достаточное число занятий по вопросам права и законности, периодически принимать зачеты по вопросам законности, знанию правовой базы работы. Плохое знание сотрудником даже одного-двух положений, которое может стать причиной нарушений законности, расценивать как критический признак недостаточной подготовленности к выполнению своих обязанностей.
Заслуживает повышенного внимания формирование навыков и преодоление упрощенного представления о том, что достаточно знать норму, чтобы ее правильно выполнять. В исследованиях Н.Л. Гранат подчеркивается, что сотрудник обязан уверенно владеть умениями:
• провести анализ фактических обстоятельств, которые образуют состав данного дела, и решить вопрос об относимости их к юридическому составу (проступок, правонарушение, преступление);
• выбрать (найти) правовую норму (принцип, принципы) и удостовериться в правильности их текста;
• осуществить толкование юридических норм и «наложить» на конкретную ситуацию;
• принять решение в соответствии с правовыми предписаниями и государственными интересами, т.е. сформировать индивидуальные государственные веления.
Следует уделять также внимание умению правильно оценивать поводы и основания для возбуждения уголовного дела; умению определять причастность к преступлению того или иного лица, о задержании или аресте которого возник вопрос; умению найти и надлежащим образом оформить доказательство вины или невиновности конкретного лица.
В опыте практического обучения, нацеленного на подготовку личного состава в духе строжайшего соблюдения законности, оправдали себя групповые и индивидуальные упражнения по:
• решению учебных профессиональных задач с созданием условий, при которых возможно из-за профессиональной неподготовленности нарушение сотрудником законности;
• разбору имевших место в органе реальных ситуаций, в которых возникали предпосылки к нарушениям законности. Анализ ситуаций, когда сотрудник находился на грани нарушения, заслуживает не меньшего внимания, чем сами факты нарушений;
• разбору нарушений законности, имевших место в других органах, подробности которых становятся известными;
• отработке действий в психологически сложных, наряженных ситуациях, при активном противодействии специально подготовленного сотрудника, имитирующего дерзкого правонарушителя, необходимости соблюдения выдержки, самообладания, умения контролировать и регулировать свое психическое состояние, не допуская срывов.
Последнее особенно значимо потому, что часть нарушений законности (например, рукоприкладство, неосторожное и неправомерное применение оружия, незаконное задержание) совершается из-за неумения отдельных сотрудников владеть собой, держать себя в руках, сохранять «холодную голову»
в психологически напряженной обстановке, при сопротивлении и провоцирующих действиях правонарушителя. Бывает, что мгновенно вспыхнувшая ненависть сотрудника к преступнику, гнев, вызванный причиненным ущербом, горем или наглым поведением, оказываются сильнее чувства служебного долга, необходимости строго и неуклонно соблюдать законность.
Все эти вопросы заслуживают включения в планы комплексных, штабных, оперативных учений и деловых игр.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)