logo
юрпсихология

12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры

Основания психологического отбора. Психологический отбор в органы прокуратуры начал осуществляться сравнительно недавно, лишь с первой половины 90-х годов, в отличие от органов внутренних дел, где данное направление развивается уже лет 20. При разработке системы психологической оценки кадров прокуратуры использовался положительный опыт, накопленный в МВД,1 однако учитывались и специфические особенности функционирования и строения органов прокуратуры, труда прокуроров.

В настоящее время в органах прокуратуры разработано и внедрено в практику несколько систем психологической оценки кадров: для прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу, претендентов на руководящие должности,2 а также абитуриентов, поступающих в специализированные высшие учебные заведения — институты прокуратуры.3 В настоящем параграфе кратко представлены основные элементы первой из указанных систем оценки.

Правовым основанием проведения профессионального психологического отбора в органы прокуратуры является положение ст. 401 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,4 согласно которому «...прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование... и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности». К числу этих профессионально необходимых качеств помимо специальных знаний, умений и навыков относятся и определенные психологические особенности, свойства личности. Лишь лица, в достаточной мере обладающие этими качествами, могут эффективно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, целью профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры является оценка данных свойств и качеств у претендентов, установление их соответствия требованиям профессии и составление на этой основе прогноза профессиональной пригодности кандидатов к работе.

Профессиограмма и психограмма прокурорско-следственной деятельности. Как уже сказано выше, для определения комплекса требований, предъявляемых профессией к психологическим особенностям исполнителей, разработана профессиограмма прокурорско-следственной деятельности. Основные особенности, задающие специфику данного вида труда (в том числе и в психологическом плане):

• жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений;

• властный, обязательный характер профессиональных полномочий;

• экстремальный характер профессиональной деятельности следователя, прокурора;

• творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач;

• процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственность следователя, прокурора за свои действия и принимаемые решения.

Проведенный морфологический анализ прокурорско-следственной деятельности позволил выделить четыре ее ведущие подструктуры: познавательную, коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную.

На основе данной профессиограммы была составлена психограмма профессионально успешных и малоэффективных прокуроров и следователей. Она включает пять блоков качеств, сформулированных первоначально на концептуально-теоретическом уровне, — пять факторов профессиональной пригодности:

• высокий уровень социализации личности;

• развитые познавательные способности;

• эмоционально-волевую устойчивость;

• коммуникативную компетентность;

• выраженные организаторские способности прокурора, следователя.

Методика психологического отбора. Психологические свойства и качества, составляющие различные блоки данной психограммы, были операционализированы на основе показателей комплекса методов и методик, используемых при профессиональном психологическом отборе. Данный комплекс включает методы:

• анализ документов кандидатов на службу по специально разработанной программе;

• тестирование;

• собеседование с кандидатами;

• наблюдение.

Среди указанных методов ведущим является психологическое тестирование. Комплект тестов, применяемых для изучения психологических особенностей кандидатов, в свою очередь включает основные и дополнительные методики. К числу первых относятся:

• методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена;

• 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF);

• тест «Стандартизованный метод исследования личности» (СМИЛ), адаптированный Л. Н. Собчик, — вариант методики MMPI. Дополнительными методиками служат:

• опросник «Уровень субъективного контроля» А.М. Эгкинда и др. (УСК);

• тест «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (МОДЕ);

• 8-цветовой тест М. Люшера.

Для проверки диагностических возможностей основных методик в качестве инструментов психологической оценки кандидатов на службу в органы прокуратуры, а также для определения эталонных тестовых норм для групп, наиболее и наименее профессионально эффективных прокурорских работников было проведено специальное исследование. Его результаты в целом подтвердили предложенную структуру психограммы. Так, были получены статистически значимые различия между сформированными на основе независимых критериев группой наиболее профессионально успешных прокуроров и следователей и группой «профессионального риска» по целому ряду показателей. К их числу относятся такие свойства, как уровень интеллекта (показатель IQ теста Равена, фактор «В» 16-PF), эмоциональная устойчивость (фактор «С» 16-PF, 4-я шкала СМИЛ), социализированность (фактор «G» 16-PF, 8-я шкала СМИЛ), общительность (фактор «A» 16-PF), проницательность (фактор «N» 16-PF) и некоторые другие. Таким образом, было доказано что указанные свойства обладают, по выражению К.М. Гуревича, «дифференцирующей силой», т.е. отличают хороших специалистов органы прокуратуры от плохих. По результатам дальнейших исследований основной методический инструментарий психологической оценки был несколько обновлен и расширен. Так, в частности, были изучены и определены диагностические возможности

Краткого ориентировочного теста (КОТ) в качестве альтернативы методике Равена при прогнозировании профессиональной пригодности кандидатов на службу по интеллектуальному критерию. В результате проведенной работы были скомплектованы два эквивалентных комплекта основных методик, которые впоследствии поочередно использовались на практике. Апробировались также и различные дополнительные методики, например, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП), предназначенный для диагностики профессиональных склонностей и интересов субъекта.

Процедура и оценка результатов психологического изучения кандидатов. Процедура включает, как правило, два этапа обследования. На первом проводится тестирование испытуемых указанными методиками. По результатам анализа этих данных, а также документов, представленных кандидатами в отдел (управление) кадров, составляется предварительный прогноз профессиональной пригодности, определяется круг вопросов, требующих уточнения и конкретизации. На втором этапе работы данные тестирования дополняются в процессе индивидуального собеседования с кандидатами, что позволяет получить важную дополнительную информацию, прояснить неясные вопросы, снять возникшие противоречия. И во время собеседования, и в ходе тестирования также осуществляется наблюдение за испытуемыми, их поведением, невербальными проявлениями.

В зависимости от конкретных условий работы могут применяться процедуры группового или индивидуального тестирования, компьютерная или бланковая психодиагностика, может также варьироваться число используемых дополнительных методик. Различные варианты сочетаний отдельных этапов и процедур обследования в их взаимосвязи и взаимозависимости можно рассматривать как некоторые алгоритмы действий психодиагноста, как последовательность шагов по прогнозированию профессиональной пригодности кандидатов. Все эти алгоритмы были апробированы на практике при проведении профессионального отбора в органы прокуратуры.

По результатам психологического обследования кандидата принимается одно из следующих решений о его пригодности к службе в органах прокуратуры:

• по своим психологическим особенностям полностью отвечает требованиям прокурорско-следственной специальности и рекомендуется в первую очередь на должность следователя, помощника прокурора (I группа профессиональной пригодности);

• в основном отвечает требованиям специальности, рекомендуется на должность следователя, помощника прокурора (II группа);

• по своим психологическим характеристикам частично соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности. Может быть рекомендован к приему на службу лишь условно, при наличии значительного числа вакантных мест и желательно с испытательным сроком (в соответствии с положением ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (III группа).

• не отвечает требованиям прокурорско-следственной специальности и не рекомендуется на службу в органы прокуратуры (IV группа профессиональной пригодности).

Данные решения психолог указывает в итоговом заключении, подготавливаемом по результатам обследования каждого кандидата. В нем также фиксируются наиболее яркие характерологические свойства испытуемого, особенности мышления, интеллектуального уровня, личностные черты, коммуникативные качества, организаторские способности и другое в соответствии с блоками приведенной выше психограммы, отмечаются сильные и слабые стороны обследованного как будущего прокурорского работника.

Результаты проведенных исследований, апробации и последующего практического использования в течение ряда лет разработанной системы психологической оценки продемонстрировали, что она соответствует требованию научной обоснованности, позволяет обеспечивать высокую достоверность, валидность и надежность получаемых данных, точность прогноза профессиональной успешности. Она показала также достаточно высокие селективные возможности по дифференциации кандидатов с различным уровнем пригодности к прокурорско-следственной деятельности.

1 Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. - М., 1997; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., № 47, ст. 4472; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г., № 7, ст. 878.

2 Романов В.В., Кроз М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. - М., 1994.

3 Романов В.В., Кроз М. В. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов, поступающих на учебу в институты прокуратуры Российской Федерации. - М., 1997.

4 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., № 47, ст. 4472; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г., № 7, ст. 878.