10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
Кроме допроса к числу следственных действий относятся: очная ставка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, воспроизведение показаний на месте, обыск, выемка, следственный осмотр, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования. Безусловно, все они имеют психологические особенности проведения, однако и по объему, и по числу участвующих лиц они различны. Рассмотрим наиболее психологически насыщенные следственные действия.
Психология очной ставки. Очная ставка проводится следователем между лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия, поэтому она, как правило, связана с острой конфликтной ситуацией и высокой эмоциональной напряженностью. На результаты очной ставки оказывают влияние две группы факторов.
К первой относятся факторы, характеризующие противоречия в показаниях допрашиваемых как бы изнутри субъекта, а именно:
• заблуждение одного лица или группы лиц;
• заведомо ложные показания одного или обоих участников очной ставки;
• прежний преступный опыт допрашиваемого;
• неприязненные отношения между ее участниками;
• ролевые позиции ее участников;
• темперамент и состояние того или иного допрашиваемого.
Вторая группа факторов также связана с противоречиями на очной ставке, но оказывает влияние на эти противоречия со стороны внешней ситуации. К ним относятся в первую очередь действия самого следователя как организатора очной ставки:
• выбор времени. С проведением очной ставки можно поспешить и можно безнадежно опоздать. В ряде случаев правильный выбор времени очной ставки может оказаться главным фактором, определяющим ее успех;
• уровень подготовки к очной ставке;
• контроль следователем своего собственного состояния;
• планирование очной ставки.
В течение всей очной ставки подход следователя к ее участникам должен быть глубоко индивидуальным, основанным на всестороннем анализе личности каждого из них, занимаемой им позиции, анализе причин такой позиции с учетом всех, материалов уголовного дела.
При производстве очной ставки между двумя преступниками для следователя имеется определенная степень риска, которая сводится к тому, что преступники используют очную ставку или для углубления противоречий, или для еще большего запутывания хода следствия. Этот риск может быть уменьшен благодаря всесторонней подготовке к очной ставке и активной роли следователя в период ее проведения.
Особенно большую сложность и ответственность для следователя представляет проведение очной ставки между двумя преступниками, каждый из которых дает ложные показания. Но и в этом случае не следует на основании одного только риска отказываться от проведения очной ставки, тем более что преступники рано или поздно встретятся и поговорят без следователя (при ознакомлении с делом или по дороге в суд, или на самом суде и т. д.).1
Очная ставка обладает большой силой воздействия на лиц, в чьих показаниях содержатся преднамеренные искажения истины. Она часто играет роль кульминационного, переломного пункта в их дальнейшем поведении на следствии.
Изобличительная сила очной ставки выражается прежде всего в непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного ее участника на другого. Показания, произнесенные непосредственно в присутствии изобличаемого дающим их лицом, более впечатляют, чем те же показания, оглашенные следователем. Кроме того, устный рассказ на очной ставке обычно дополняется деталями и нюансами, интонационными и экспрессивными оттенками, которые придают ему убедительность и жизненную достоверность. Но впечатление живой речи тем выше, чем она последовательнее и логичнее, чем решительнее и увереннее лицо, которое ее произносит.
При подготовке к проведению очной ставки с участием обвиняемого целесообразно изучить психологические особенности, характеризующие обычные для него приемы и способы общения с другими людьми. Например, нужно быть готовым к попыткам обвиняемого подавить волю второго участника очной ставки, если известно, что обвиняемый по характеру властен, агрессивен, стремится к лидерству в отношениях с людьми. Поэтому большое значение имеет выяснение позиций обвиняемого в межличностных отношениях в семье, на работе, в кругу друзей, характера прежних отношений со вторым участником очной ставки, нет ли моральной зависимости обвиняемого от него, не испытывает ли последний слепого доверия, страха и т. п.
В острой конфликтной ситуации очной ставки ее участники, прежде чем говорить «да» или «нет», нередко должны для себя сделать выбор, с кем вместе и за что они борются. И следователь как организатор очной ставки должен способствовать тому, чтобы это был социально правильный выбор.2
Психология воспроизведения показаний на месте и следственного эксперимента. Воспроизведение показаний на месте может являться как самостоятельным следственным действием, так и разновидностью следственного эксперимента и сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.
Основная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже получена в ходе допроса данного лица.
При воспроизведении показания у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. Находясь на месте происшествия среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.
Следователь в ходе воспроизведения показаний может получить информацию значительно большую, нежели при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает. В ходе воспроизведения показаний следователь нередко ставит перед собой задачи по проверке достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми. Поэтому в ходе воспроизведения показаний часто выявляются противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было бы трудно или невозможно.
Поскольку воспроизведение показаний производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.
В качестве оснований для проведения проверки показаний на месте выступают:
1) необходимость обнаружения места происшествия;
2) необходимость установления пути следования;
3) установление места нахождения имеющих значение для следствия предметов;
4) установление неизвестных следствию лиц;
5) установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия;
6) установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;
7) установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей (специалисты, конвой, понятые и др.), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.
При подготовке к воспроизведению показаний следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь нужно правильно выбрать время воспроизведения показаний. После дачи обвиняемым правдивых показаний следует его готовить к выезду на место происшествия (если в этом есть необходимость); промедление в несколько дней, а тем более недель может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым, к изменению им своей позиции. Это положение особенно важно, так как проверка показаний на месте может быть осуществлена только в том случае, если лицо, чьи показания проверяются, выражает согласие участвовать в этом следственном действии, рассказать о тех или иных совершенных им действиях (или воспринимаемых им), продемонстрировать при необходимости эти действия, дать требуемые пояснения и т. д.
Следует также учитывать и отрицательное влияние, которое подчас оказывают на позицию обвиняемого лица, чьи показания подлежат проверке, окружающие его лица (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).
Иногда люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине, испытывают большие трудности, рассказывая об этом же самом группе людей. Предвидя это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок про-
верки показаний на месте, рассказать, кто участвует в этом следственном действии, какие функции будут выполнять.
Поскольку одна из задач следствия при производстве проверки состоит в стимулировании дачи обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем правдивых показаний и предотвращении отказов от дачи показаний, элемент изобличения лица, чьи показания проверяются, либо должен вообще отсутствовать, либо быть сведен до минимума.
Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно. Они должны знать, что участие в проверке требует длительного времени, и располагать им.
Проведение следственного эксперимента требует тщательной психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он мог бы обрести внутреннюю убежденность в необходимости воспроизведения тех же действий, в тех же условиях и с помощью тех же средств (инструментов, приспособлений и т. п.), к которым он когда-то готовился и осуществлял в момент совершения преступления.
При подготовке следственного эксперимента необходимо учитывать не только общие физические и психические данные, характеризующие его участников, но и их психосоматическое состояние на момент произведения опытов. Заболевание, тревога, опасение и даже простая утомляемость могут существенно снизить восприятие происходящих процессов.
Первоочередной задачей для следователя является установление с обвиняемым надлежащего психологического контакта (если он к этому моменту не был установлен). Непреложное условие проведения следственного эксперимента — чистосердечное признание обвиняемого в совершенном им преступлении, что свидетельствует о внутренней его готовности к этому следственному действию.
Если обвиняемому предстоит демонстрация таких действий, которые требуют от него высокого мастерства (например, изготовление фальшивых денег, вскрытие сложных запирающихся устройств и т. п.), то в этих случаях следователю не запрещается несколько «подогреть» тщеславие обвиняемого, естественно, не забывая при этом о воспитательном воздействии на него.
В тех случаях, когда при постановке следственного эксперимента проверяемого нельзя вернуть в прежнее состояние (которое было характерным для него на момент восприятия проверяемого события), следователь при оценке результатов эксперимента должен вносить соответствующие поправки, которые нивелировали бы разность этих состояний.
Необходимое условие достоверности результатов следственного эксперимента — воспроизведение в опыте обстоятельств расследуемого события максимально приближенно к проверяемому. Это касается и используемых в эксперименте материальных объектов, и условий, в которых они должны проявить те или иные качества.
Психология обыска. Обыск — следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. Он заключается в принудительном обследовании помещений и сооружений, приусадебных участков, одежды и тела отдельных лиц в целях отыскания и изъятия имеющих значение для дела объектов. Принудительный характер обыска и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие,
обусловливают конфликтную ситуацию. Кроме того, для обыска характерно отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой информацией, отсутствие контакта (обыскиваемый часто уже в силу одной ситуации обыска склонен отрицательно относиться к следователю).
Все перечисленные выше факторы затрудняют получение следователем информации о месте нахождения спрятанных предметов, поэтому он должен использовать факторы, способствующие успеху обыска: подготовку к производству обыска, наблюдение и правильный анализ результатов этого наблюдения, ряд личностных качеств и навыков следователя, которые при производстве обыска могут способствовать его успеху.
Положительные или отрицательные результаты обыска нередко предопределяются подготовкой к этому следственному действию. Хорошая подготовка обеспечивает своевременное начало этого действия, планомерность его проведения, уверенность в успехе, которая возникает у его участников. Отсутствие подготовки или плохая подготовка могут привести к случайным, бессистемным поискам, нескоординированности действий обыскивающих и в конечном счете — к чувству неуверенности в успехе.
В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
• что следует искать. Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д.);
• что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объекта, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.;
• кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;
• каково (искусственное или естественное) освещение объекта обыска;
• имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т. п.);
• где могут находиться искомые предметы;
• кто будет производить обыск;
• какие технические средства и другие материалы следует взять с собой и т.д.
Чем подробнее следователь разработает план обыска и решит все организационно-тактические вопросы до его начала, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении.
Один из приемов, обеспечивающих успех обыска, заключается в его внезапности для того, у кого он производится. Для этого необходимо:
• определить наиболее подходящее время для обыска;
• участникам обыска скрытно прибыть на место;
• внезапно проникнуть в помещение, подлежащее обыску.3
Основной способ получения информации при обыске — наблюдение и анализ его результатой. При обыске следует наблюдать за всей обстановкой на объекте, за поведением и обыскиваемого, и обыскивающих. В последнем случае кроме самонаблюдения рекомендуется заранее договориться о наблюдении друг за другом «со стороны».
Особенно много информации может дать наблюдение за поведением обыскиваемого, которое определяется следующими факторами:
• находясь в такой ситуации, он прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть;
• приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов (например, похищенных вещей) приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого.
При наблюдении за обыскиваемым следует обращать особое внимание на невербальные проявления его психического состояния (жесты, мимика, пантомимика, покраснения кожных покровов, тремор рук, бегающие глаза, суетливость и т.д.), которые часто являются индикатором приближения обыскивающего к опасному месту или удаления от него.
Психология предъявления для опознания. Предъявление для опознания представляет собой следственное действие, при котором определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. Как правило, опознаваемый объект должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол.
Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю.
На процесс опознания влияет ряд факторов:
1) условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событием преступления:
• социально-психологические установки воспринимающего («вор», «бандит» и пр.);
• эмоциональное состояние субъекта (сильное волнение, аффект);
• физическое состояние субъекта (т.е. состояние его органов чувств, здоровья);
• неблагоприятные погодные и иные обстановочные условия (ночное время, ненастье и т.п.);
• кратковременность восприятия;
• значительное число объектов и т.д;
2) объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем (это связано главным образом с условиями, в которых проводится опознание);
3) объективность вывода опознающего, который сообщается следователю.
При производстве опознания необходимо учитывать действие факторов, которые могут привести к тенденциозному восприятию опознающим предъявленных объектов (отсутствие шнурков, остриженная наголо голова, помятая одежда и пр.).
Психология осмотра. Общими тактико-криминалистическими положениями осмотра являются: 1) неотложность; 2) объективность, полнота и всесторонность; 3) целеустремленность; 4) использование научно-технических средств и помощи специалистов; 5) соблюдение криминалистических правил обращения с исследуемыми объектами; 6) единое руководство.
Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем и другими участниками осмотра места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации и изъятия следов и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, его механизме, участниках, а также решения других вопросов, которые могут иметь значение для правильного решения уголовного дела.
Цели осмотра места происшествия:
1) непосредственное изучение следователем материальной обстановки места происшествия для выяснения характера и обстоятельств расследуемого события;
2) обнаружение, фиксация, изъятие и оценка следов преступления и иных вещественных доказательств;
3) получение исходной информации для выдвижения общих и частных версий о механизме события, его участниках, о личности преступника и др.;
4) получение данных для организации розыска преступника по горячим следам и других оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, при проведении осмотра необходимо установить обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.
Материальную обстановку происшествия в системно-структурном отношении следует рассматривать как состоящую из входящих в нее элементов, а само происшедшее событие — как в целом, так и по отдельным его элементам — в виде различных следов, несущих необходимую информацию. Эти следы являются изменениями структуры материальной обстановки, которые возникли в результате события преступления.
Следователь исследует материальную обстановку места происшествия в двух состояниях — до и после происшествия. Первое состояние следователь устанавливает посредством допросов потерпевших, очевидцев, подозреваемых и обвиняемых, путем проведения экспериментов и самого осмотра места происшествия. Второе определяет посредством проведения осмотра, при котором он непосредственно наблюдает вредные результаты совершенного деяния. После анализа и сравнительного исследования обоих состояний места происшествия следователь будет в состоянии выявить изменения, которые были внесены в данную обстановку действиями преступника, механизм возникновения следов, месторасположение отдельных предметов, их причинную связь с расследуемым событием.
Осмотр места происшествия в принципе возможен при расследовании любого преступления.
Осмотр места происшествия — сложное следственное действие. Сложность его определяется прежде всего тем, что обстановка места происшествия не всегда остается неизменной после происшествия (она изменяется под влиянием метеорологических условий, в результате влияния фактора времени, в силу возможных действий лиц, первыми обнаруживших происшествие на месте, и т.. п.). Сложность осмотра состоит и в том, что приходится исследовать довольно часто значительное количество самых разнообразных объектов. Нередко осмотр длится в течение довольно продолжительного промежутка времени, что приводит к психической и физической усталости следователя и других участников осмотра.
Трудность осмотра может состоять и в том, что на его участников нередко оказывает влияние обстановка места происшествия (трагическая ситуация — обнаружение трупа, особенно трупа несовершеннолетнего, настроение толпы людей, окружающей место происшествия, и т. п.). Сложность осмотра часто определяется тем, что преступники при совершении преступления прибегают к различным инсценировкам, и распознать истинный характер их действий довольно сложно. Наконец, следователю нередко приходится осматривать незнакомые места, зачастую довольно отдаленные от расположения следственного подразделения, при этом могут возникнуть следующие непредвиденные трудности.
1. Производство осмотра места происшествия для следователя обычно совпадает с острым недостатком информации. Нередки случаи, когда в ходе осмотра места происшествия следователю необходимо .получить ответ на главный вопрос: имело ли место событие преступления вообще?
2. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается разрешить следователь в ходе осмотра места происшествия, имеют, как правило, комплексный характер. Следователь стремится установить, было ли совершено преступление (или произошел несчастный случай, самоубийство и т. п.), кто совершил преступление, когда, где и по каким причинам оно было совершено, каков механизм действия преступника и т.п.
3. Характерная особенность осмотра места происшествия — получение информации путем наблюдения за конкретной обстановкой места происшествия с последующим анализом результатов наблюдения. Иными словами, информация при осмотре места происшествия получается на первом этапе на уровне конкретных образов, т. е. на уровне первой сигнальной системы, ассоциируется, направленно отбирается в мыслительные модели (версии), которые обретают словесно-логическую форму. При переходе информации из одной формы в другую происходит ее частичная утрата и возможные искажения, что неизбежно влияет на полноту и объективность выдвинутой версии.
4. Основным средством закрепления добытой в ходе осмотра информации является протокол осмотра, в котором вся собранная в результате наблюдения информация излагается в словесной форме, в синтезированном виде (протокол, схема с приложениями).
5. К протоколу осмотра места происшествия нередко прилагаются фотографии, схемы, рисунки, вещественные доказательства, отражающие результаты осмотра в форме образов на уровне первой сигнальной системы.
6. В ходе осмотра места происшествия следователь получает информацию не от людей, а от вещей, и в этом отношении осмотр места происшествия является противоположностью допроса. (В следственной практике получает все большее распространение воспроизведение показаний на месте происшествия, которое совмещает в себе характерные особенности допроса и осмотра.)
Производя осмотр, следователь выдвигает версии о характере события, его участниках, их действиях и др. Уже приступая к осмотру, следователь при общем ознакомлении с обстановкой выдвигает типичные версии, т.е. самые характерные объяснения встретившейся ситуации, основанные на обобщении следственной практики. Например, получив сообщение об обнаружении трупа с признаками насильственной смерти, следователь предполагает, что могло произойти убийство, самоубийство или несчастный случай. В ходе дальнейшего осмотра эти общие версии проверяются, конкретизируются, выдвигаются частные версии, например, о времени совершения преступления, орудиях преступления, действиях участников расследуемого события и др.
Обнаружение следов и других вещественных доказательств на месте происшествия — это очень сложный процесс. В большинстве случаев следователь сталкивается с неясной обстановкой, для которой может быть характерно наличие очевидных, бросающихся в глаза следов или очень малое их количество; кроме того, имеющиеся следы могут быть не видны.
Очень труден поиск микрочастиц — текстильных волокон, мелкого стекла, краски и лака, штукатурки, извести, шерстяных волокон, мелких остатков пищи, табака, пепла, окурков, почвы, различных микроорганизмов и т. п. Эти объекты мелки и очень легки, поэтому при осмотре следует тщательно следить за тем, куда ступает нога осматривающего. В помещениях следует закрыть окна и двери, так как сквозной ветер может унести микрочастицы. Собирать их следует с помощью липкой ленты или пылесоса.
Следователь должен тщательно анализировать обнаруженное, на основании установленных фактов строить версии о местах возможного оставления следов участниками происшествия, производить мысленный поиск этих следов. Суть этого поиска состоит в том, что следователь, проанализировав обнаруженные им следы и другие вещественные доказательства, строит версии о возможности существования других следов, связанных с обнаруженными следами, предполагает, какие конкретные следы и где именно (на каких участках, объектах, предметах) могут находиться на месте происшествия и, исходя из этого, ищет их.
Успех раскрытия большинства преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в значительной степени зависит от своевременно и правильно выдвинутой версии. Здесь огромную роль играют такие профессионально важные качества следователя, как воображение, следственное мышление, интуиция.
Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать три задачи в строгой последовательности.
Задача первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.
Вторая задача — проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли произошедшее событие.
Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия, В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия (негативные обстоятельства).
Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации).
Если же при проверке каждой выдвинутой версии выявляются противоречия, необходимо вернуться вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи.
Картина преступления (криминальная версия) порождает в голове следователя еще одну модель—план расследования, которая представляет собой также последовательность действий, связанных с поиском преступника.4
1 Васильев В.Л. Юридическая психология. - С. 499-503.
2 Там же.
3 Криминалистика. / Под ред. В.А. Образцова. - М, 1999. - С. 474.
4 Васильев В.Л. Юридическая психология. - С. 482-498.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)