11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
Психологические факторы и трудности в деятельности руководителей. Все факторы, которые влияют на персонал, действуют и на руководителей, но здесь добавляется и много особых. Поэтому руководитель испытывает удвоенные нагрузки и должен быть готов к ним.
Управленческий (командирский) долг — нелегкий психологический груз. Это не просто сознание долга гражданина, но и долг уполномоченного государством лица, обязывающий быть всегда на высоте требований моральности, профессионализма, правовой воли, культуры. Руководитель — главный специалист по решению поставленных задач, непосредственный организатор их решения, ответственный за людей, за состояние порученного ему участка работы. Экстремальная обстановка многократно увеличивает психологический груз сознания долга.
Фактор чести и достоинства — не пустой звук для начальника, командира, офицера, а внутренняя норма. Человек чести — человек, всегда соразмеряющий свое поведение с высшими критериями морали, всегда стремящийся быть на высоте их.
Чувство личной управленческой ответственности всегда соседствует с долгом, честью. Груз ответственности — тяжелейший груз, нередко делящий людей на тех, кто может быть руководителем и кто не может. В экстремальных условиях усложнено принятие решений, повышается вероятность ошибок и тяжесть их последствий.
Фактор необходимости руководства подчиненными и быть для них примером — психологическая нагрузка, которой вообще нет у рядовых работников. Она увеличивается трудностями руководства в экстремальных условиях.
Фактор повышенных нагрузок и утомления. Об отдыхе рядовых думают, об отдыхе руководителей, как правило, нет. Забота об отдыхе — его личная проблема. В экстремальных условиях, в обстановке многочисленных и постоянных угроз решать ее непросто. Поэтому переутомление и изнурение руководителей развиваются быстрее и сильнее, чем у рядовых работников, что неизбежно повышает вероятность ошибок в решениях и действиях и негативных последствий для здоровья.
Основные особенности психической деятельности руководителя в экстремальных условиях. Трудность достижения целей в экстремальных условиях, сложность условий и способов решения служебно-боевых задач определяют сложность и особенности психической деятельности руководителя правоохранительного органа, подразделения, отряда, группы. Подвергаются суровым испытаниям их ум, воля, стойкость, морально-психологическая подготовленность, все качества и стороны их подготовки.
Решение задач может быть успешным, если руководитель действует прежде всего умно, профессионально, разбирается в происходящем, принимает решения в полном соответствии с особенностями обстановки, предвидит ее изменения. Действия командира, начальника в экстремальных условиях -это непрерывная, напряженная и трудная работа его ума. Сложность экстремальной обстановки, непрерывная динамика, неполнота и запаздывание сведений об изменениях требуют от руководителя огромных усилий и профессионализма для создания в уме мысленной картины происходящего. Ему приходится часто предполагать, рассудительно заполняя имеющиеся информационные пустоты, опираясь на крупицы точного знания, перепроверяя и отбрасывая ложные данные. При этом он сильно ограничен в использовании управленческих версий, которыми пользуются в обычных условиях. Он не может в экстремальных условиях проверить одну, убедиться в ее ошибочности, отбросить, взяться за другую. Каждая ошибочная, воплощенная в действия версия может повлечь тяжелые отрицательные последствия. Мышление руководителя вплетено в практическую деятельность и потому рассматривается как один из видов практической деятельности, а его продукты постоянно подвергаются суровой проверке практикой.
Сложность экстремальных событий и информации о них требует развитой способности руководителя к анализу, умения разбираться в сложных и запутанных данных об обстановке, не упускать мельчайшие детали и в то же время видеть главное, быть вдвойне внимательным к тому, что не укладывается в имеющуюся оперативную модель обстановки. Ему нужны быстрота ориентировки в обстановке, чувство времени и ритма происходящих событий и пространства, местности, на которой они проходят. Оперативность, своевременность решений и действий — не суета и не торопливость. Чтобы действовать оперативно, правильно и смело, надо и мыслить оперативно, правильно и смело.
Действия в экстремальных условиях ставят задачи со многими неизвестными, которым сопутствуют случайности и неожиданности. Здесь невозможно все предвидеть, хотя стремиться к этому надо. Руководителю следует сохранять постоянную внутреннюю готовность к непредвиденному и быстрому реагированию на него. Нужен соответствующий настрой, сообразительность, находчивость, гибкость и оригинальность мышления, нескованность консервативными и стандартными оценками и решениями.
Руководитель не имеет права пребывать в растерянности и пассивности даже тогда, когда и по обстановке не ясно, что делать. Ответ всегда один: действовать. В данном случае — срочно повысить активность по прояснению обстановки, разведке, осуществить опросы, потребовать с мест доклады, выехать лично на ответственные участки. Успех зависит от умения трезво оценивать обстановку, не усложнять и не упрощать ее оценки, не прятаться от правды, не выдавать желаемое за действительное, не быть пленником иллюзий.
Умственная деятельность командира, начальника в экстремальной обстановке протекает, как правило, в неблагоприятных условиях — в состоянии предельного напряжения, волнений, озабоченности, усталости, когда его терзают сомнения и тревога, тяжесть ответственности. Между тем именно в этих условиях мысль его должна функционировать предельно четко. Способность к этому — одно из важнейших психологических качеств руководителя, пригодного руководить в экстремальных условиях.
Должность руководителя такова, что инициатива непрерывного и непреклонного движения к цели, к получению нужного результата должна постоянно исходить от него. К нему в экстремальных условиях могут поступать доклады некоторых подчиненных о «невозможности решить задачу», о «непреодолимых трудностях», об «исчерпании всех возможностей», просьбы об отмене действий, о необходимости выжидать и т.п. Конечно, доклады надо принимать во внимание, взвешивать, но и понимать, что зачастую они — продукт слабости, безынициативности, боязни ответственности. Свою непреклонность и целеустремленность он обязан внушать и подчиненным. Тот, кто изначально настроен не так, не достигнет и того малого, на что нацелен. Таков урок служебно-боевого опыта.
Способность решать служебно-боевые задачи, непреклонно достигать поставленных целей — это не просто железная воля. Действовать решительно — не бездумно лезть напролом. Действия по принципу «любой ценой» — это не решительность, а ее извращение. Боязнь ответственности за неудачу, умноженная на неспособность принять грамотное решение, превращается в пренебрежение к людям, их здоровью, жизни, ибо они и есть эта цена.
Конечно, каждое решение в экстремальных условиях связано с повышенным риском неудачи, личных неприятностей для принимающего его, нанесением ущерба подчиненным (здоровью, престижу) и непредвиденными последствиями. Командиру, начальнику разумно всегда стремиться к уменьшению риска. Вместе с тем повышенная боязнь его таит в себе опасный зародыш нерешительности, стратегии «избегания неудачи», невыполнения стоящих задач. Опытным и хорошо подготовленным руководителям присущи умение сочетать профессионализм в принятии решений и смелость, решительность и осмотрительность, активность и выдержку, умение не бегать от трудностей, а быть готовым к ним и расчетливо преодолевать.
Стойкость и ответственность — это способность командира, начальника, руководителя без затяжки времени остановиться на одном из возможных вариантов решения и начать действовать; в условиях дефицита времени, высокой ответственности, недостатка информации нелегко преодолеть внутренние колебания и неуверенность. Наверное, правильно говорят, что в быстро меняющейся обстановке отсутствие решения хуже, чем даже не очень хорошее решение. У руководителя не должно быть иного страха, чем страх перед упущенными возможностями успешного решения задачи при условии сохранения жизни людей. Когда обстановка изменилась и нет времени для связи с вышестоящим руководителем, надо быть способным принять инициативно и на свою ответственность другое решение, ведущее к достижению поставленной цели. В то же время нельзя легко отказываться от выполнения ранее принятых решений. Тот, кто это делает, вряд ли доведет до конца большинство из них.
Психологическая борьба в противоборстве. Достижение успеха в экстремальных условиях, связанных с упорным противодействием криминального элемента, приходит к руководителю, который владеет инициативой действий, диктует ход событий в нужном для достижения успеха направлении, подавляет волю противника к сопротивлению. Умение достигать этого — одно из высших проявлений профессионализма командира, начальника.
Владение инициативой дает большие преимущества и ведет к успеху. Психологически инициатива действий выражается в том, что одна из противоборствующих сторон (в нашем случае — силы правоохранительных органов) в определенной степени навязывает другой (противнику) свою волю, направляет образ мыслей, подталкивает к выгодным для себя решениям и действиям. Она диктует ей время, место, виды и формы действий. Вторая сторона лишена полной самостоятельности в этом и вынуждена отказаться от активных намерений и ожидать действий владеющего инициативой, перейти к оборонительному способу борьбы, защищаться, а не нападать. Выгодность положения владеющего инициативой в том, что он может тщательно готовить свои действия и начинать их после завершения подготовки. Обороняющийся вынужден при этом готовиться осуществлять ответные действия экспромтом, в спешке, что часто делает их менее успешными. Инициатор навязывает противной стороне выгодные для себя условия и время действий, в которых он особенно силен, и в известной степени маскирует свои слабости. Защищающийся вынужден довольствоваться тем, что ему навязывают. Стороне, владеющей инициативой, принадлежит преимущество первого действия, обеспечивающего опережение противника и внезапность. Противной стороне в таких условиях легче растеряться, а ее ответные меры скорее всего будут суматошными, неорганизованными, не лучшими.
Все эти преимущества уже демонстрируют противнику психологическое превосходство владеющего инициативой, его уверенность в себе, чувство уверенности в победе. Уступка инициативы (если это не специальный оперативно-тактический замысел и подготовка ловушки) в психологическом плане означает молчаливое признание собственной слабости и превосходства противника, что порождает тревогу, опасение, страхи, нервозность, предчувствие поражения, ломает волю, порождает отчаяние.
Иногда, особенно если противостоят не сильно отличающиеся по численности группы работников правоохранительных органов и вооруженных преступников, обе столкнувшиеся в схватке стороны понимают пагубность выжидательной тактики, пассивного ожидания ударов противника и стремятся захватить, перехватить, удержать инициативу, перехитрить противника. Так возникает психологическая борьба, в ходе которой каждая сторона приводит все новые и новые аргументы, пытаясь доказать свои преимущества, продемонстрировать свою решимость и волю к победе, стремясь склонить чашу весов в свою пользу. Происходит столкновение и борьба умов и воли.
Основной способ подавления противника — его физическое уничтожение. Но боеспособность — это всегда совокупность материальных и духовных сил. Последние вносят в математические и чисто тактические расчеты радикальные перспективы. Чтобы одолеть противную сторону, надо разбить его обязательно и духовно, сломить волю к сопротивлению. Победа — чаще всего не столько физический, сколько морально-психологический факт. Побежден лишь тот, кто признал себя побежденным.
Уступка инициативы в противоборстве означает, что защищающийся еще не сломлен, но уже начал уступать, в чем-то подчиняться. Захват инициативы поэтому — уже определенная морально-психологическая победа руководителя правоохранительных сил, имеющая переломное значение в борьбе и порождающая тенденцию уступок, сдачу позиций преступниками.
Захват инициативы, подавление воли противника к сопротивлению, побуждение его к ошибкам рождаются в борьбе, в столкновении не только огневых мощностей, но и замыслов противоборствующих сторон, планов, намерений, хитростей, активности, упорства, мужества и других морально-психологических свойств. Противник делает все, чтобы реализовать свои планы, правоохранительные органы — свои: он хочет продиктовать свою волю, а их задача — свою. В ходе противоборства командир, начальник ищет и создает благоприятные условия и моменты, но встречает сопротивление и противодействие противника, стремящегося к тому же. Завязывается боевой диалог действий и противодействий — морально-психологическая дуэль.
Все действия командира, начальника в этой борьбе можно разделить на две группы: внешнего и внутреннего (морально-психологического) намерения. Первые рассчитаны на нанесение физического урона преступникам, вторые — на морально-психологическое воздействие. Ко вторым относятся действия по притуплению бдительности преступника, его дезориентации и запутыванию, вызову растерянности и замешательства, порождению и усилению сомнений и колебаний, тревожности и страха, подталкиванию к неосмотрительным и отчаянным действиям, притуплению бдительности, изматыванию, доведению до отчаяния, отвлечению внимания, подрыву уверенности, демонстрации противнику его слабости, слому его решимости, утрате им самообладания и др.
Морально-психологическое воздействие на противостоящих вооруженных преступников осуществляется в процессе переговоров, тактикой устрашения и запугивания, созданием многочисленных и непрерывных угроз, введением в заблуждение тактическим обманом, отвлечением внимания, притуплением бдительности, волевым напором, силой натиска, стремительностью и дерзостью (энергичными, многочисленными, активными, наступательными действиями), маскировкой своих приготовлений, достижением внезапности действий (по времени, месту, способу, применяемым средствам), опережением и достижением первых существенных успехов и морально-психологического эффекта от них в самом начале операции, демонстрацией полной уверенности в себе и видимого пренебрежения к способности преступников уйти от возмездия, подталкиванием, соблазнением противника на совершение авантюрных действий.
При выборе способов воздействия в полной мере учитываются индивидуальные морально-психологические особенности преступников, комплекс ценностей криминальной субкультуры, групповых, социальных, этнических, национальных, половых и др. Эффективны воздействия на наиболее болезненные точки сознания — самолюбие, представления о личном и мужском достоинстве, родительские и сыновьи чувства, самооценку своих достоинств и способностей, профессиональную гордость, убеждение в собственной силе, верность групповым нормам поведения, веру в групповую солидарность и порядочность других членов групп, инстинкт самосохранения, ценность жизни, желание быть на свободе, получить минимальный срок при невозможности избежать уголовного наказания и др.
Средства и способы морально-психологического воздействия, которые руководитель применяет к сопротивляющемуся преступнику, могут, если последний опытен и умен, применяться им для воздействия на самого себя. Успешно вести психологическую борьбу с преступным элементом - значит и руководителю быть стойким в ней, не поддаваться его ответным ухищрениям и воздействиям.
Схожие с изложенными элементы психологической борьбы и способы ее ведения, но в уменьшенном масштабе, существуют и в словесном споре, при допросе и других профессиональных действиях.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)